Престольный Праздник в Храме Собора Самарских Святых

Храм в честь Собора Самарских Святых, расположенный на пересечении Московского шоссе и улицы Сов. Армии был открыт 31 марта 2010 года, накануне светлого праздника Пасхи. Облик Храма, сама его идея во многом определены местом, вблизи которого он расположен. Ведь на территории нынешнего парка им. Гагарина в сталинскую эпоху на дачах НКВД были расстреляны и захоронены около двух с половиной тысяч человек, в большинстве своем несправедливо обвиненных. По словам Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, «возведение Храма на крови – дань благодарности мученикам, освятившим своими страданиями Самарскую землю».

Настоятель прихода, отец Виталий Германов, рассказывает о возведении Храма:

—Нам долго не удавалось найти подходящий проект для этого места, ведь Храм должен был стать символом нашей общей молитвы к Богу, показать радость и устремленность вверх. Тогда Владыка решил взять за основу готовый проект храма в селе Ташелка. Была поставлена задача переделать рабочие чертежи того Храма, сохранив инженерную часть, но изменив архитектуру.

—На первоначальном этапе это было поручено мне, как человеку с техническим образованием и опытом научной работы. Пришлось изучить много литературы по архитектуре Храмов. В конечном счете, с благословения Владыки, я остановил свой выбор на архитектуре московского барокко, или, как его еще называют, «нарышкинского барокко». Это специфическое стилевое направление в русской архитектуре конца XVII – начала XVIII веков, начальный этап в развитии архитектуры русского барокко. Я открыл для себя несколько замечательных Храмов, выполненных в этом стиле.

—Московское барокко значительно отличается от западного, и в нем, безусловно, присутствуют отголоски более раннего русского деревянного зодчества. В нашем проекте это отражено, например, в характерных окнах и многочисленных «кокошниках». Ряды этих элементов символизируют вознесение вверх, движение к Богу. С этим связаны и необычные пропорции и расположение глав Церкви – они собраны вместе и заметно вытянуты вверх. Весь Храм также увеличен в размерах и напоминает единое пламя свечи.

—Цветовое решение Храма также несколько необычно по сравнению с другими храмами Самары, оно во многом позаимствовано от Богоявленского Храма в Москве. От синего через белый к бирюзовому на кирпичном цоколе темно-красного цвета.

—Чтобы колокольня не отвлекала внимание от главной архитектурной группы, пришлось сделать ее ниже. Тем не менее, звонница у нас получилась, как говорят, одна из лучших в Самарской Губернии. Эти колокола, действительно, очень хорошо звучат - богатый тембр, долгое послезвучие. За советские годы, к сожалению, было утеряно искусство колокольного звона. Но сейчас оно, слава Богу, возрождается, воспитывается новое поколение звонарей.

—Храм удался и с точки зрения внутренней акустики. Специальных расчетов мы не делали, хотя, например, на Западе это давно поставлено на научную основу. Мы просто изучили опыт храмов Западной Европы и Сербии и учли рекомендации специалистов.

Паломник63: Мы беседуем с отцом Виталием за полтора часа до начала субботней вечерней службы. Прямо над нашей головой, на возвышении, репетирует церковный хор. Его звучание, распевки, акустика-все это, действительно, производит неизгладимое впечатление; возникает ощущение присутствия и сопричастности к Дому Божиему на грешной земле…

—Хочется отметить большую поддержку и весомый вклад самарских архитекторов в создание проекта Храма. Без их профессиональной помощи на конечном этапе мы бы не обошлись. Храм удался, и это Чудо Божье…

Паломник63: Отец Виталий с удовольствием рассказывает о строительстве Храма, но ни словом не обмолвится - скольких сил, нервов и здоровья это ему стоило. Равно как и не говорит о текущих проблемах своего Храма – временном иконостасе, отсутствии водопровода, не благоустроенной до конца территории - и о многом другом. (Подробнее об этом-в специальной ссылке чуть ниже).

Он производит впечатление строгого, но доброго священника. Пожалуй, такая «диалектика характера» встречается только у отдельных батюшек. На набивший оскомину вопрос-как Вы пришли к Вере?-отец Виталий отшучивается:

—«А я из нее никуда и не уходил!»

Но вот, разговор заходит о том, почему именно в Православии он узрел истину и спасение, и тут настоятель уже серьезен:

—Вы знаете, я встречался с некоторыми сектантами (пятидесятники, иеговисты, баптисты и т.д.) Что совершенно типично для них - абсолютная уверенность в собственной правоте. Интеллигентные люди часто несколько сомневаются в личной правоте, а «правильные» православные вообще избегают в беседах настойчивого и беспардонного напора на собеседника. Смиренность, убежден, свойственна умным и образованным людям.

Паломник63: Кстати, в последнее время в Самаре можно встретить настоящих проповедников-мормонов, от 20 до 25 лет из американского Солт-Лэйк-Сити. Русским языком они владеют неважно, но проповедуют бурно и даже чуточку театрально. Как правило, произносится набор общеизвестных библейских истин, раздариваются буклеты и приглашения на воскресные встречи. Отец Виталий, слушая этот рассказ, иронизирует:

—Понимаете, Православная служба - это духовное действо, а не какое-то «профсоюзное» собрание. Я вообще не люблю многословные рассуждения и краснобайство…

Паломник63: Действительно, отец Виталий производит впечатление не слишком многословного человека, говорит спокойно и веско. (Кстати, к словам таких людей обычно прислушиваются).

О своей богатой и насыщенной биографии, прекрасном знании немецкого языка, отец Виталий считает рассказывать излишним- и в нашей беседе, и на официальном сайте Храма -

http://www.samsvjat-hram.ru

Германию он вспоминает только в связи с Православием, как истинной Верой:

—Когда я служил в Мюнхене, то в этот Храм приходили не только русские, украинцы, белорусы, сербы и греки. Нередко наш Храм посещали и немцы - как католики, так и члены евангелической церкви. Они говорили, что именно в службе Русской Православной Церкви чувствуется присутствие Бога.

Паломник63: Чем ближе служба, тем сильнее ощущение, что отец Виталий уже буквально живет предстоящей Литургией. И, конечно, Престольным Праздником в память о самарских новомучениках 12 августа.

—Это очень тяжелое событие в нашей истории - но в память святых не служится панихида, в память святых радуются, ведь они молятся за нас, они своими страданиями освятили нашу землю.

Паломник63: Уже прощаясь перед началом Богослужения, отец Виталий приглашает всех на Престольный Праздник:

—Начиная с 2010 года, 12 августа Литургию в день памяти самарских святых обычно служит Митрополит Сергий. Затем (если позволяет погода) идем Крестным ходом в парк Гагарина к месту захоронения невинноубиенных и служим Панихиду. После чего возвращаемся в Храм, где устраиваем маленький концерт и братскую трапезу-чай с пирогами.

К сведению всех неравнодушных людей:

Если у вас есть желание и возможность искренне помочь Храму в честь Собора Самарских Святых, подробная информация по ссылке

http://www.samsvjat-hram.ru/index.php?mod=blagotvor

Фрагмент службы в праздник Михаила Архангела в Храме в честь Собора Самарских святых. Служит отец Виталий Германов. Самара, 20 ноября 2012 года.

06.08.2013 Новости Интервью ПАЛОМНИК63.РФ ГУБЕРНСКИЕ

Возврат к списку

Наверх