Протоиерей Рустик Гузь : о проблемах современного мира сквозь призму Православия

Отец Рустик Гузь, духовный воспитанник знаменитого самарского батюшки Иоанна Букоткина, получил блестящее богословское образование и сегодня является одним из немногих священников, воплощающих в жизнь слова Патриарха Кирилла об острой необходимости проповеди за церковной оградой. Он хорошо известен- как в кругу духовенства, так и среди прихожан. Являясь настоятелем достаточно скромного Храма во имя Святого Пантелеимона-Целителя на живописной Сухой Самарке, батюшка знаком многим людям далеко за пределами своего прихода благодаря постоянной миссионерской деятельности. Это не только проповеди в Храме ( любой прихожанин в определенные дни всегда может откровенно пообщаться со своим настоятелем по жизненным и духовным вопросам). Помимо приходского служения, отец Рустик руководитель Отдела по делам молодёжи Самарской епархии РПЦ, многолетний ведущий (совместно с отцом Романом Державиным) православно-просветительской программы «Сретение» в эфире Радио-Самара-Максимум (в нынешнем году передача отпраздновала 10-летний юбилей), один из организаторов уже традиционных слетов православной молодежи (юбилейный, 10-й слет пройдет в этом году с 1 по 4 августа). Но и это далеко не все. С 2009 года отец Рустик является создателем и бессменным модератором православного молодежного форума ( www.pmd-samara.ru ), где каждый желающий может обсудить волнующие его темы и вопросы-не только религиозные, но и сугубо светские. (В настоящий момент на форуме десятки самых разных тем и несколько тысяч сообщений).

Данное интервью опубликовано на православном молодежном форуме и затрагивает целый ряд последних нашумевших событий в контексте духовных ценностей православия. Как легко убедиться, сложных тем для отца Рустика не существует. Неудобных - тоже.

— Отец Рустик, почему такие нравственные потрясения происходят с Европой, Америкой, всем миром?

— Это случилось не сегодня и не вчера, а гораздо раньше; и то, что в настоящее время оголилось и приняло ужасающие нравственные формы, начиналось с казалось бы далеких от практической этики догматических споров. В середине XI века между Западом и Востоком, Римско-Католической Церковью и Православной Восточной Церковью произошёл церковный раскол, который, прежде всего, прошёл по линии понимания вопросов веры и духовной жизни. Оказалось, что мы по-разному понимаем Бога, характер Его взаимодействия с человеком и само первозданное состояние человеческой природы. По мере нарастания в средневековой Европе духовного кризиса и разочарования в аскетических идеалах, люди обратились к философии гуманизма, которая объявила человека центром Вселенной, и потому все, что присутствует в его искажённой грехом природе, должно считаться законным и нормальным.

С эпохи Возрождения в Западной Европе происходит переоценка христианских ценностей, которую мы сейчас наблюдаем уже в вопиющих формах.

— Отрицается понятие греха…

— Совершенно верно. Как следствие церковного раскола между Западом и Востоком произошла постепенная утрата западными христианами ощущения благодати, той Божественной энергии, с помощью которой человек может достигнуть обожения. А без благодати Божией невозможно познание греха и преображение испорченной грехом человеческой природы.

Неудивительно, что логика событий привела к XX веку, когда Ницше провозгласил: «Бог умер». Он лишь констатировал то, что многие люди на цивилизованном Западе потеряли в душе Божье благодатное присутствие.

Западная Европа продолжает переживать глубочайший духовно-нравственный кризис. Многие европейцы в отличие от нас, россиян, смотрят на явные пороки, как на нормальное, естественное проявление человеческой природы. Грех всё чаше относится к области индивидуальных вкусов и предпочтений. Гомосексуализм для них — всего лишь одна из сексуальных ориентаций. Геи имеют там равные права с обычными людьми в семейном законодательстве… А для нас это грех, который мы не можем узаконить в социальном пространстве, поскольку общественная мораль, закреплённая правом, напрямую определяет духовное здоровье граждан.

Мы понимаем, что человек должен работать над своей повреждённой первородным грехом природой. Это понимание, ощущение греха и то, что его возможно с Божией помощью победить, нам дает Православие. Мы знаем примеры святости. На Западе все это в той или иной степени утрачено. В этом глубинный корень нашего расхождения в понимании человеческой природы, того, что такое грех и что — добродетель.

При этом нельзя сказать, что Римо-Католическая церковь бездействует и не сопротивляется нарастающим тенденциям духовной энтропии, здесь можно вспомнить недавние выступления многих тысяч католиков во Франции против однополых браков. Но западноевропейское или, как ещё его называют, постхристианское общество всё меньше и меньше желает следовать христианским идеалам, фактически считая их недостижимыми, факультативными и декларативными.

— В парламентах Скандинавских стран сейчас обсуждают легализацию кровосмешения, то есть половых связей между близкими кровными родственниками. Хотя само это слово — инцест — по-латыни означает «преступный, греховный». Предлагается узаконивание браков с детьми. В канадском парламенте обсуждается узаконивание педофилии. Создается юридическая база для наступления Содома…

— Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил в одной из своих проповедей: «Сначала они узаконят однополые браки, потом — педофилию». Тот факт, что во многих западных странах однополым «семьям» разрешено усыновлять детей, говорит об узаконивании скрытой формы их растления. К чему приведет «сексуальное просвещение» подростков в таких «браках», страшно и предполагать…

С точки зрения института брака, который для нас священен, это кощунство, ярчайшее проявление развращенности человека, его полной расхристанности. Это безумие. Вот и ответ на вопрос: как возможно, что антихрист воцарится? Как люди станут настолько обмануты и слепы? Это происходит постепенно, в процессе подмены ценностей, стирания граней между добром и злом, что мы сейчас и наблюдаем. В этом хаосе и придет сын погибели и греха, который воцарится над теми, кто приветствует однополые браки и другие формы попрания христианской нравственности.

В связи с этим узаконением греха возникает и серьезная демографическая проблема. К тому же Европу захлестнули миграционные потоки из третьего мира, и коренные европейцы рано или поздно могут быть вытеснены более традиционным исламским обществом, где в семьях рождается много детей.

— У нас в России тоже большие миграционные потоки из Средней Азии, из стран Закавказья и российских регионов Северного Кавказа. Какие духовные проблемы это создает?

— Русский народ всегда отличала способность ассимилировать в хорошем смысле этого слова другие народы, не уничтожая их самобытную культуру, давая им возможность раскрыться в позитивном ключе, через постижение духовных основ великой русской культуры включиться в мировую цивилизацию. Это достигалось через приобщение к традиционной русской Православной культуре, в том числе и через знакомство с нашими семейными ценностями и традициями. Сейчас, когда у нас самих серьезный ценностный кризис в семейной жизни, нам все труднее играть ведущую роль по отношению к другим народам. Вместо того, чтобы включаться в поле единых позитивных духовных ценностей, они вынуждены изолироваться и с недоверием смотреть на нас.

— На Западе апеллируют к так называемым правам человека.

— После того как наша Госдума приняла в третьем чтении закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, это вызвало возмущение на Западе. В качестве аргумента они апеллируют к европейской Конвенции по правам человека, которую Россия ратифицировала в 1998 году, причем не к букве, а, что показательно, к духу (!) этой конвенции. Они считают, что все права человека простираются и на сферу нетрадиционных сексуальных отношений.

Это ложное понимание свободы личности и ее самовыражения. Это этика абсолютно секулярная, она приводит к тому, что разрушаются традиционные, по сути, христианские ценности. Любой здравомыслящий человек понимает, что брак — это союз мужчины и женщины, не может быть однополого брака, это противоречит человеческой природе.

Апостол Павел говорит, что антихрист не придет до тех пор, пока не будет взят из нашей среды удерживающий, или катехон. Согласно святоотеческому церковному преданию, под катехоном, в том числе, понимается государство, римское право или закон. И если государство своим законодательством не стоит на страже нравственности, тем самым оно способствует разложению общества и приближению трагических апокалипсических событий.

Мы не должны идти на поводу у Запада и не должны копировать слепо то, что там сейчас процветает махровым цветом. Принятые в Российской Федерации законы против пропаганды гомосексуализма и в защиту религиозных чувств верующих — говорят о том, что мы пытаемся отстаивать свою духовно-нравственную целостность и национальную идентичность, оставаться самими собой.

— Но и у нас идет борьба добра и зла на уровне принятия законов. Прошел, несмотря на протесты общественности, закон, согласно которому теперь родители не смогут сказать публично, что у них забрали ребенка, иначе их будут за это преследовать. В Москве совсем недавно, с мая, введен социальный патронат. На определенное количество семей назначен социальный работник, который имеет право сам выявлять трудные семьи и по любому сигналу входить к ним домой. Это настоящая слежка за семьями и вмешательство в частную жизнь.

— На мой взгляд, в западном виде у нас ювенальная юстиция, слава Богу, не прошла, но где-то возможны перегибы.

— Отец Рустик, как наша молодежь относится к браку?

— Проблем здесь много, в первую очередь это проблема половой распущенности, во многом связанная с поздними браками. Но, слава Богу, в нашем обществе доминирует здоровое отношение к институту семьи, что очевидно на фоне недавних событий во Франции, где удалось узаконить однополые браки и усыновление ими детей. Можно говорить о том, что этот закон «продавило» правительство Франции. Но там в самом обществе почти половина населения за однополые браки.

К нашей чести, в России картина совершенно иная. У нас по данным Левада-Центра 85 процентов граждан против однополых браков и еще больше — против усыновления ими детей. Это дает надежду, что еще не все потеряно, наши люди все-таки стремятся жить по-человечески и создать нормальную семью.

— Но ведь по статистике у нас распадается каждый второй брак. В чем причина таких массовых разводов?

— На мой взгляд, причина в том, что люди не понимают смысл и цель семейной жизни. Когда они сталкиваются с проблемами, то нередко не находят в себе духовных сил, чтобы с ними справиться. Это следствие секуляризации общества.

Семья является творением Божиим, это не продукт биологической эволюции человека, как некоторые считают. Мы, Христиане, знаем, что Бог есть Троица — одна природа и три лица. Есть богословское мнение, что нечто подобное мы видим и в природе семьи. Это углубляет понятие о браке. Цель семейной жизни — научиться любви, потому что Бог есть Любовь; стать соучастником Троической жизни через любовь, которая раскрывается только в жертвенности. Церковь стремится сделать семью малой церковью и помогает своими Таинствами (Исповедью, Причастием) в битве за любовь и семейное единство.

Именно благодаря Православию у русского человека существует возможность осуществить семейный идеал и вообще реализовать себя как нравственную личность.

Проблемы есть, но они решаемы, надо просто просвещать и воцерковлять молодежь. У нас есть традиции, есть к чему обратиться, есть примеры святости. В Самаре установлен памятник покровителям семьи святым Петру и Февронии Муромским, к этому памятнику идет молодежь. Главное, нужно понять, что крепкая и счастливая семья — это достижимо. Господь с нами, и все зависит от того, обратимся ли мы к Нему или нет.

— На Западе против гомосексуализма, ювенальной юстиции протестуют с помощью митингов, а как мы должны бороться против этого зла?

— Все методы, допустимые законом, приемлемы. На митингах и пикетах против ювенальной юстиции присутствовали даже Православные священники, например, руководитель отдела по взаимодействию Церкви и общества Московской Патриархии протоиерей Всеволод Чаплин.

Есть и позитивные методы: проповедь христианского образа жизни словом и собственным примером. Посмотрите, какие многодетные и дружные многие Православные семьи, семьи священников. В нашем Православном молодежном движении те, кто посещает молодежные клубы, знакомятся, вступают в браки, создают крепкие семьи. У них есть четкие нравственные идеалы и понимание того, как их достигнуть.

Нужна и социальная реклама, которая бы не просто убеждала, что семья — это хорошо, а показывала хорошие примеры семейной жизни и ее блага. Жизнь вне семьи якобы «в свое удовольствие» оборачивается личностными трагедиями. Семья — это и преодоление одиночества. Бог создал нас так, что человек счастлив тогда, когда живет для кого-то, а не только для себя.

— Россия недавно подписала международную конвенцию по защите прав детей от сексуальной эксплуатации и насилия. Казалось бы, что может быть правильнее такого решения? Но по этой конвенции нас могут обязать ввести стандарты сексуального воспитания, где есть чудовищные пункты об обучении детей мастурбации и «разным видам любви» от нуля до четырех лет…

— Нужно не «сексуальное воспитание», а традиционное духовное воспитание детей, которое включает в себя, в том числе, правильное отношение к полу. Воспитание должно не развращать, быть своевременным и приносить духовную пользу. Плоха и другая крайность, когда вопросы отношений к другому полу абсолютно табуированы или скрывают необоснованные негативные посылы.

— А вот в царской России была замечательная практика: отдельное обучение девочек и мальчиков, что сохраняло юные души от соблазна.

— В любом случае, в период полового созревания не нужно создавать поводов для греха. Главное, чтобы педагогика не приобретала казённые формы.

В Православной Церкви есть глубокое учение о поле, согласно которому пол не сводится только к сексуальному проявлению, он проявляется и в духовной, в творческой сфере.

В жизни будущего века люди не будут жениться и выходить замуж, не будет чадородия, но это не означает, что пол исчезнет. Когда человек воскреснет, он сохранит свой пол. Тот факт, что Бог создал мужчину и женщину, является доказательством того, что сам по себе пол не является чем-то ущербным, демоническим. Он искажен грехом, но он будет преображен.

И это очень важное свидетельство Православия, в отличие от многих сект, которые демонизируют брак, пол сам по себе. Они вроде ратуют за аскезу, за воздержание, но философия там совершенно другая. При более глубоком взгляде оказывается, что Святые отцы говорят не об уничтожении страстей, а об их преображении. Непонимающие этот момент люди имеют искаженное представление о Христианском учении, о поле, о семейной жизни как о чем-то нечеловеческом, изуверском. Церковь, наоборот, призывает человека к полноте жизни, но это достигается только через преодоление в себе греха.

— Как вы относитесь к провокации немецкой группы «Рамштайн» в Самаре накануне Дня России на фестивале «Рок над Волгой». Солист этой группы имитировал на сцене акт гомосексуализма с другим участником группы. Зрители испытали шок…

— Есть люди, которые восторженно говорят об этой группе, считают их выступления настоящим творчеством, реалистично изображающим действительность. Тем не менее, «Рамштайн» в своих перфомансах спокойно переходят грань дозволенного, общепринятой морали. Нередко их представляют эдакими «всадниками Апокалипсиса», борцами со злом, но на самом деле это больше похоже на лжеюродство.

— Мы, Православные, знаем, что нельзя вглядываться в грех, пристально рассматривать его, так как при этом мы сопрягаемся, соединяемся с грехом.

— Важно переживание зла как зла, правильная оценка. А что может вложить в свои тексты солист и автор текстов группы, будучи атеистом? Куда приведёт слепец слепца, не оба ли упадут в яму? В 1999 году группа «Рамштайн» выступала в США с той же сценой, что и в Самаре, и это вызвало отрицательную реакцию, за непристойное общественное поведение их даже оштрафовали на сто долларов. У нормальных людей эта сцена вызывает отвращение, и не похоже, что музыканты дискредитируют порок, красочно его изображая. Даёт ли контекст песни и эпатажная форма подачи материала правильную нравственную оценку пороку? На этот счёт у меня остаются большие сомнения.

Для нас непонятно, как кто-то считает нормой жизни однополые браки. Для них же это — естественно, а значит, за этим стоят неотъемлемые права человека. Помните, как у Достоевского восклицает Раскольников: «тварь ли я дрожащая или право имею!?». Мы судим, исходя из разных систем ценностей. Для западного человека это проблема нечувствия греха, проблема сожженной совести. С психологической точки зрения этот феномен закономерен, ведь если человек не может преодолеть греховную патологию своей природы или не видит путей её преодоления, значит, её остается оправдать, избегая тем самым внутренней расщеплённости психики. Здесь срабатывает естественный механизм психологической защиты. О духовной ситуации в Западной Европе говорил Святейший Патриарх Кирилл: общаясь со многими представителями западного мира, он пришел к выводу, что западный человек в массе своей, в отличие от россиянина, потерял ощущение греха. Грех там считают нормой. Почему это там случилось? И почему у нас в России еще живо чувство греховного? На мой взгляд, тысячелетняя история Православия в России на мистическом уровне влияет на души людей. В нас на генетическом уровне присутствует острое ощущение греха и, как следствие, чувство благодати. И речь здесь идёт не об особенностях национальной психики, а о духовном состоянии людей. Там же, начиная с эпохи Возрождения, вернувшей западный мир к языческим временам, ощущение греха стало утрачиваться, и это было невосполнимой потерей, наряду с утратой церковной благодати. Но мы не должны нарочито скатываться на позиции нравственного релятивизма и находить, вопреки своему нравственному чувству, оправдание злу.

— Почему никто не остановил этих кощунников из «Рамштайн»? Не думаю, что всем зрителям это понравилось. Но многие из нас словно духовно связаны, утратили способность к праведному гневу, к возмущению в ответ на открытую безнравственность.

— Та публика, которая поехала на фестиваль, знала, что гвоздем программы будет группа «Рамштайн» с её эпатажными выступлениями. Многие люди на такие концерты просто не ходят. Последние несколько лет в фестивале «Рок над Волгой» принимал участие известный московский миссионер игумен Сергий (Рыбко). В этот раз он не смог приехать из-за болезни, вместо него был его представитель, который после выступления группы имел возможность пообщаться с музыкантами и, наряду с высокой оценкой их профессионального мастерства, высказать им свою критику, что было принято ими достаточно благосклонно.

— Должны ли Православные терпеть такие вещи? Или как-то нужно этому противостоять?

— Христианин должен прежде всего бороться со злом в самом себе, и это поможет ему найти правильные подходы к тому, как противостоять злу в окружающем его мире. Было бы ошибкой увлечься спасением мира, забыв о чистоте своей души. Увы, нередко мы бываем необъективны, агрессивны, увлекаемся критиканством, то есть правдоискательством без любви.

Христианство ориентирует человека на внутреннюю жизнь, но это не означает, что члены Церкви должны быть социально пассивными. Выключенность из социальной жизни может привести к тому, что это пространство займут враждебные нам силы. «Рок над Волгой» — это общественно-патриотическое мероприятие, приуроченное ко Дню России, и здесь с приглашением участников, на мой взгляд, надо быть осмотрительнее.

У певца Виктора Цоя есть такие слова: «Следи за собой и будь осторожен». Он был «христианином до Христа», в его творчестве много христианских мотивов, хотя к сознательной вере он не пришел. Но всё его окружение — музыканты Мамонов, Шевчук, Бутусов, Кинчев — пришли в Церковь.

И они говорили, что Цой наверняка бы крестился и пришел в Церковь, если бы не погиб. Творчество рок-группы «Кино», в отличие от «Рамштайн» — это поиски неба. «Рамштайн» преимущественно смотрит на тёмные стороны жизни и, увы, не указывает путь к выходу из земного ада. А в творчестве лучших представителей русского рока есть проблески подлинной Христианской Веры и надежды, что опять же говорит о нашем положительном своеобразии даже в области рок-музыкального протеста.

— Что бы вы посоветовали молодежи? Как ей жить и отстаивать свои ценности в современном мире, полном опасностей и соблазнов?

— Самый главный призыв к нашей молодежи в том, чтобы молодые люди стремились сохранить свою внутреннюю целостность и духовную свободу. Есть такая русская поговорка: береги честь смолоду! Ведь молодежь подвергается испытаниям со стороны различных пороков. Мир, лежащий во зле, бездуховен и оказывает отрицательное влияние, это и дальше так будет. Любое потрясение в истории — это всегда испытание на нравственную прочность, на наше мужество. Важно, чтобы мы сохраняли такие качества, как целомудрие, душевная чистота, совестливость. Это та нравственная основа, на которой молодой человек может успешно построить все: и семью, и свою будущую карьеру. В церковном послании к молодёжи нет желания возложить «бремена неудобоносимые», а есть призыв сохранить, не растратить и даже с Божьей помощью приумножить богатый духовный потенциал, который заложен в каждом человеке. Если молодежь прислушается к этому призыву, тогда будет будущее и у нее, и у нашего народа, и у нашей страны.

Отец Рустик в программе Эрнеста Старателева "Есть Вопросы" (11.07.2012)

19.07.2013 Интервью ГУБЕРНСКИЕ

Возврат к списку

Наверх