Житие Святителя
Будущий митрополит и чудотворец Алексий ( в миру- Елевферий Фёдорович Бяконт) родился в Москве, в семье боярина Федора и его жены Марии. С раннего детства он получил блестящее как богословское, так и светское образование, уже к юности владел несколькими языками и стал одним из самых выдающихся ученых умов для своего времени. Однако, несмотря на незаурядный ум и прекрасные возможности, карьера в миру его совершенно не прельщала. Подобно другому выдающемуся святому подвижнику, Сергию Радонежскому, Алексий с детских лет тянулся к монашескому кресту. Предание гласит, что однажды, нечаянно заснув на ловле птиц силками, он услышал голос, называющий его монашеским именем и предвещающий стать «ловцом человеков».
В 19 лет Алексий принял монашеский постриг , и примерно до 40 вел совершенно незаметную, но духовно насыщенную монашескую жизнь. Кстати, именно в этот период он в совершенстве выучил греческий язык, с которым познакомился еще в юности. Нельзя не отметить, что в те годы именно монастыри являлись центрами не только духовного просвещения, но и образования. Московский Богоявленский монастырь был его первым университетом. Здесь находились истоки русского просвещения. В обширной библиотеке ученые монахи писали и переводили на русский язык с греческого и латыни не только богословские сочинения, но и труды по истории, математике, архитектуре, географии, военной организации государств и народов.
У монахов-греков и переводчиков Алексий учился языкам, читал и переводил труды европейских ученых самых разных отраслей знаний. Он познакомился с военным делом, узнал о товарообороте и торговых путях в Европу, Иран, Китай. Познавая древнее Римское Право и судопроизводство западных стран, он размышлял о «Русской Правде» князя Ярослава и русском «правеже», Церковном Уставе и отделении церковного суда от княжеского.
Свои размышления он изложил на бумаге, что дало право называть его писателем. Бесценным памятником митрополиту Алексию служат его литературные труды, сохранившиеся до наших дней. Собственноручно написанное, переведенное им с греческого языка Евангелие было издано в 100 экземплярах фотокопий в 1892 году, а «Окружное послание к пастве» и «Послание к Христианам Новгородской области» издавались в 1849 и в 1861 годах. В 1779 году митрополитом Платоном была найдена писанная на пергаменте рукой Святого Алексия его Духовная.
Однако, монах был слишком заметной и неординарной для своего времени личностью, чтобы долго оставаться в монастырской тиши. По инициативе великого князя Симеона Иоанновича Гордого Алексий был фактически призван в Москву на государственную службу. Его несомненные таланты дипломата, ученого и лингвиста, а впоследствии-открывшийся дар чудотворца-сослужили огромную службу Руси и не раз спасали Московское княжество, лежавшее под татаро-монгольским игом, от полного уничтожения.
Об огромном авторитете святителя в миру свидетельствует только один эпизод из его жития. Однажды, в интересах церковно-государственных дел, Алексий отправился в Константинополь. По дороге он получил в Орде проезжую грамоту (ярлык) от Тайдулы, жены хана Узбека: сей грамотой свита, обоз и имущество святителя защищались от всех возможных посягательств, «коли к Царьграду пойдет». В столице Византии святитель Алексий провел около года. Настольная грамота Патриарха Филофея новому митрополиту датируется 30 июня 1354 года. Согласно ей, святитель Алексий, не будучи греком, возводился в сан митрополита в виде исключения, за его добродетельную жизнь и духовные достоинства.
Миссия в Орде
Как гласят древнерусские летописи, в августе 1357 года по приглашению ханши Тайдулы святитель Алексий ездил в Орду и исцелил её от глазной болезни. Сохранился ярлык, данный в ноябре этого года Тайдулой святителю Алексию, традиционный по содержанию: согласно ему, Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. По позднему преданию (не получившему однозначного подтверждения при археологических раскопках), кроме ярлыка в благодарность за исцеление Тайдулы святитель Алексий получил также земельный участок в Московском Кремле, занятый ордынским подворьем (или ханскими конюшнями).
По мотивам этого случая ( в весьма вольной режиссерской интерпретации!) в 2012 году был снят фильм «Орда». К сожалению, образ митрополита Алексия в данной картине практически не соответствует реальному прототипу (если обратиться к подлинной истории). На экране мы видим мятущегося интроверта, бесконечно неуверенного в себе и, в некоторые моменты,- пораженного глубоким пессимизмом. Московский князь общается с ним как со взрослым ребенком, а по приезду в Орду Алексий слабо верует в успех своей миссии.
Когда же его опасения оправдываются (дело в том, что глазная болезнь ханши исцелилась не сразу),московский митрополит жаждет собственной погибели в татаро-монгольских застенках, будучи уже не в силах укрепить других сидельцев ни словом, ни делом. Более того, он сам становится объектом их неприкрытых насмешек. После внезапного исцеления Тайдулы Алексий освобождается из тюрьмы и покидает Орду с чувством огромного облегчения.
Безусловно, по этому фильму никак нельзя изучать ни историю взаимоотношений Орды и Москвы, ни житие самого Алексия. К сожалению, мастеровитый актер Максим Суханов стал невольным заложником своеобразной интерпретации личности митрополита Алексия режиссером Андреем Прошкиным.
Фильм «Орда» совершенно игнорирует и другой важный исторический момент…
Митрополит Алексий-Небесный покровитель Самары
На долгом пути в Орду летом 1357 года, спускаясь на судах вниз по Волге, митрополит неоднократно выходил на берег и не только отдыхал и осматривал окрестности, но и уточнял у кочевников место пребывания столицы Золотой Орды, нередко кочующей по Самарскому Заволжью. Одним из таких излюбленных мест остановок ханов было цветущее Уртюпе, получившее свое название от имени круглой, горы Уру-Тюпя, одиноко возвышающейся в окружении рек Сок, Волга и Курума (ныне- Царев курган). Но хана здесь не оказалось. Поэтому , после короткой остановки у родников, испив воды и получив необходимые сведения от гонца Сарайского епископа Иоанна, митрополит благословил дальнейший путь.
Существует поволжское предание, что Святой Алексий навестил православного отшельника (его имя не сохранилось) проживавшего на берегу некогда существовавшего небольшого озера, где впоследствии возникнет городская площадь, названная именем Алексия ( ныне это площадь Революции). Обозрев окрестности, в беседе с пустынником Святитель предрек возникновение здесь русского города со славной судьбой -
«здесь встанет город многолюден и хлебом обилен».
Тогда же Алексий побывал у русских речников, обслуживающих пристань Самар в устье реки Самары.
Пребывание Алексия на месте будущей Самары, для которой с тех, давних пор Святитель и стал небесным покровителем, отмечено построенной часовней.
Впоследствии древняя деревянная часовня, возведенная задолго до возникновения Самары, была заменена каменной, поставленной на берегу Волги в 1832 году «стараниями священника Успенской церкви Степана Макаровича Бельского» и пользовалась особым уважением жителей Самары. Она подтапливалась наводнениями и на ее стенах ежегодно отмечался наивысший уровень воды в Волге.
В 80-х годах ХIХ века городской Думой было рассмотрено предложение Петра Владимировича Алабина о постройке «в более изящной форме» новой часовни Святого Алексия. Закладка часовни по проекту архитектора А.А. Щербачева состоялась 15 июля 1988 года. 6 мая 1890 года на часовне был установлен крест, а 1 октября состоялось освящение и открытие для молитвенного посещения.
Имя Алексия было запечатлено в названиях Самарских Церквей. Так, бывшая Церковь во имя Успения Божией Матери, называлась в народе Церковью Алексия митрополита. В мужском Преображенском монастыре находилась Церковь во имя Преображения Господня с приделом митрополита Алексия. Но она сгорела в пожаре 1807 года. В 1828 году был построен каменный Успенский храм с приделом Алексия.
В наши дни в Самарском Покровском Кафедральном соборе тщательно сберегается фреска: «Святитель Алексий Московский и всея Руси чудотворец», где святой изображен в полный рост с посохом в левой руке и с поднятой для благословения правой рукой.
Существовали и иные памятники Небесному Покровителю Самары. Так, в 1871 году был открыт детский приют для 60 мальчиков, построенный на пожертвования по подписке и наименованный Алексеевским. Среди жертвователей значилась Государыня Императрица, внесшая 800 рублей, а посетившие Самару Государь Александр II c наследником цесаревичем Александром III пожаловали на приют 3000 рублей.
В приюте существовала школа, где мальчики «учатся Закону Божию, чтению, письму, русской истории, арифметике и приучаются к шитью на себя белья и одежды». Царственные особы тогда положили по кирпичу в строящийся в Самаре по проекту архитектора Э.И. Жибера Кафедральный собор. Собор в 1888 году был освящен во имя Воскресения Господня и имел приделы: правый – во имя Иосифа Песнопевца, левый – во имя митрополита Алексия. Также в Самаре существовало основанное в 1892 году православное братство во имя Святителя Алексия, которое ныне возрождено, как возрождена и его часовня на берегу Волги у Речного вокзала. Там стоит он, изваянный в камне рядом с собеседником и другом преподобным Сергием Радонежским. А из часовни слышится тихое пение:
«пели тропарь Алексию, великому заступнику земли русской, державшему кормило не только церкви, но и царства, который щитом веры отражал Орду и умирял князей, руководителя юного Димитрия до славного имени Донского».
Вместо Эпилога
Перед своей блаженной кончиной в 1378 году митрополит Алексий, святитель Московский, завещал положить тело его в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем Храма, не желая, по смирению своему, быть похороненным в Храме. Но благочестивый великий князь Димитрий Иванович Донской (1363 — 1389), глубоко почитавший великого Святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в Церкви, близ алтаря.
20 мая 1431 года свод Храма, в котором покоился Святитель, обрушился от ветхости. Во время построения нового Храма были обретены нетленные мощи святителя Алексия. В 1485 году мощи Святителя были перенесены в Храм, посвященный его имени. Ныне они покоятся в Патриаршем Богоявленском Соборе в Москве.
Святитель Алексий объединил в себе чрезвычайно разносторонние таланты-священника, богослова, лингвиста, дипломата, чудотворца. Его житие стало, без преувеличения, православным маяком-не только для современников, но и для последующих поколений. Сегодня митрополит Алексий Небесный Покровитель Самары и Патриархов Московских: Алексия I и Алексия II. В церковных текстах он именуется митрополитом Московским и всея России чудотворцем.
«На Руси нельзя опираться только на Закон.
Служа Ей, одной рукой надо держать
Право, другой же – Правду».
Алексий – Митрополит Киевский и Всея Руси – Небесный Покровитель Самары
Видео-приложение
Православная энциклопедия: Святитель Алексий Московский
Святитель Алексий – Небесный Покровитель Самары