Протоиерей Алексий Уминский: Современный человек и Церковь

Паломник63:

В эпоху 80-х и начала 90-х замечательный проповедник Александр Мень стал своеобразным глотком воды в 70 - летней пустыне имени советского атеизма и «научного коммунизма». В те годы наполовину уничтоженная Церковь катастрофически нуждалась в образованных пастырях, владеющих даром слова.

А их – практически не было. Владимир Родзянко, автор и ведущий замечательных передач о Христианстве на «Радио Свобода» и отец Александр Мень. Чтобы навскидку вспомнить кого-то еще, придется изрядно напрячь память – и это уже исчерпывающе характеризует тогдашнюю ситуацию в Православном миссионерстве.

Но, что удивительно (хотя, удивительно только на первый взгляд!) и сегодня с миссионерством не намного лучше. Поскольку, в наш век, при стократном, наверное, повышении почти мгновенной доступности любой информации проблематика принципиально поменялась: что выбрать для себя из огромных информационных пластов и, главное, - как максимально объективно воспринять увиденное, услышанное или прочитанное.

И вот тут роль по – настоящему хорошего пастыря может стать ключевой. Совсем не в том смысле, что на него можно переложить ответственность за отсутствие личных мыслей или узнать ясные ответы на все вопросы (как это у нас, увы, нередко понимают).

Нет, конечно. Но, такой священник становится не только проповедником Евангелия, произносимого в виде монолога, но и живым, неравнодушным собеседником, умеющим делиться вслух сокровенным и отвечающим на самые сложные и неудобные вопросы.

Думается, нет нужды лишний раз напоминать, что таких пастырей и сегодня очень мало.

Собственно, в этом весь секрет миссионерской востребованности отца Алексия Уминского и его прихода в скромной Церкви Святой Троицы, который он превратил в настоящую Христианскую общину.

Мы уже не раз писали об отце Алексии Уминском. В дополнение к уже сказанному хочется еще раз отметить: живой, неравнодушный диалог в «формате Александра Меня» о Вере будет необходим в любые для Церкви времена.

Предлагаем Вашему вниманию выдержки из беседы с Алексием Уминским по материалам сайта pravmir.ru и полную видеозапись встречи с пастырем.

«Самое плохое в христианстве — это христиане!».

И больше ничего. Все остальное — очень хорошее.

- Это действительно так. Самое отвратительное и ужасное в Церкви — это мы, верующие люди. Самые плохие — это священники, потому что из всех верующих людей они больше всех на виду. Это не потому, что Церковь специально выращивает дурных людей и ставит себе задачей испортить отношения со всем остальным обществом, и не потому, что Церковь активно занимается формированием злого, напыщенного сознания людей. «Мы не якоже прочие человецы», мы такие, а все остальные — непонятно кто. Как раз нет! Это очень интересно и важно, но все то, что не видно в супермаркете и на что ты не обращаешь внимание, когда тебя толкают в электричке, — всё то же самое почему-то именно в Церкви вдруг становится ужасно неприятным, гадким, отвратительным, ужасно обидным и болезненным…

- Собственно говоря, споры Иосифа Волоцкого и Нила Сорского не затухли в истории, проблема стяжательства и нестяжательства, проблема имущества Церкви и, наоборот, отказа от имущества Церкви, — это не проблема сегодняшнего дня, это вековая проблема. Как сочетать, чтобы Храм, с одной стороны, был материально обеспечен, с другой стороны, чтобы не было, как Христос сказал: «Не делайте из дома моего дома торговли». Эти слова из Евангелия не вычеркнешь. Об этом как-то забывается, и Храм у нас вообще обычно существует как дом торговли. Это надо признать честно, что, нас воспринимают со стороны как некое действие, которое подлежит какой-то коммерциализации, как то, где можно воспользоваться чем-то определенным, купить что-то за деньги, взять для себя и унести…

- Именно в Церкви всякая грубость, всякая неправда, всякое лукавство, всякое несоответствие даже каким-то обычным человеческим представлениям звучит диким диссонансом. Человек, который приходит в Храм, первым делом испытывает страшное чувство диссонанса, часто дискомфорт, часто чувство какой-то сильной неуверенности, внутреннего напряжения, потому что вдруг понимает: то, что в нем, никак не соответствует тому, что здесь живет. В этом месте человек вдруг начинает понимать о себе, что он совсем не тот, кем вообще должен быть человек.

- Всё вдруг в человеке, — гадкое, мерзкое, неприятное, ложное — начинает вылезать наружу, и даже другие могут этого не замечать, другие могут этого не видеть. Мы же умеем себя показывать в глазах других, да? Мы умеем себя маскироваться, принимать правильный вид, говорить правильные слова, кому надо, да? Только наши близкие, родные, могут видеть, какие мы на самом деле, только перед ними мы не стесняемся быть самими собой, поэтому у нас часто возникают скандалы дома, потому что нас видеть люди такими не хотят. Наши близкие на нас обижаются, семьи распадаются из-за этого. Потому что друг с другом мы уже не боимся показывать всю свою подноготную.

- В Храме оно само вылезает, потому что человек встречается с Богом. А когда человек встречается с Богом, даже если он не понимает еще, что он встречается с Богом, он вдруг начинает просвещаться, он потихонечку начинает понимать, кто он такой. Это знание о себе для человека часто бывает нестерпимым, очень тяжелым, очень неприятным. Человек не любит себя видеть вообще в свете. Мы привыкли, создавая свой собственный образ, в него верить. Когда человек приходит в Храм, этот образ разрушается. Не очень многие люди соглашаются оставаться в Храме, видя себя в таком дурном виде, поэтому очень многие люди перестают ходить из-за этого в Храм. Эти люди становятся недовольны Храмом, недовольны Церковью, потому что здесь они чувствуют себя не в своей тарелке. Внезапно они чувствуют себя нехорошими людьми!

- Существует еще ряд людей, которые ходят в Церковь регулярно, которые считают, что Церковь нужна, которые все исполняют, которые, казалось бы, живут постами, утренним и вечерним правилом, которые исповедуются, причащаются и все делают правильно, но почему-то очень злые. Часто так бывает. Церковный человек, но почему-то какой-то не такой. Какой-то он не живой, какой-то он неправильный человек. Многие люди, которые бывают вне Церкви, — как-то добрее, светлее, радостнее. А тут церковный человек — и какой-то не такой.

- Церковь — хранительница Любви. Чтобы это понять человеку, какой же ему приходится тяжелейший путь совершать! Наша родная Церковь к этому почти сегодня не приспособлена, почти не дает такого ясного, явного свидетельства, что Церковь — это Любовь. Церковь — это прежде всего то место, где человек может напитаться любовью, насытиться любовью. Есть такая старенькая английская песня ( The Beatles) шестидесятых годов: «Все, что тебе нужно — это любовь». «All you need is love» — так эта песенка звучит. По-настоящему Церковь только для этого и существует, оказывается! Это не то место, где можно что-то взять и унести. Не то место, где можно каким-то образом устроить свою жизнь, а то место, где можно, во-первых, как-то получить Любовь, а во-вторых, научиться этой Любви.

- Церковь только ради этого и существует, чтобы встретились человек и Бог, чтобы человек, который совсем не похож на Бога, ничем не похож на Бога, вдруг стал бы на Него очень-очень похожим. Здесь происходит это чудо, оно происходит именно потому, что человек не боится всего себя принести Богу.

- Ведь одна из самых глубочайших проблем нас, христиан, заключается в том, что мы все время приходим за тем, чтобы что-то взять. Церковь для нас существует как место, где мы все время что-то берем…

- Следовать за Христом — это как раз оказывается не центральным нашим желанием, не центральным вопрошением, а нам нужно укрепить наши земные позиции. Все замечательно, но главное-то — Христос! Если в Церкви человек не встречает Христа, то такая Церковь никому не нужна. Она, действительно, оказывается не нужной, бесполезной, домом торговли, продажи каких-то услуг — зачем она нужна? Церковь, которая освящает воду, Церковь, которая читает акафисты, — все это можно и без нее делать.

- В такой Церкви сегодня — в Церкви Бога Живого, в Церкви Любви, в Церкви, которая дает Любовь и учит Любви, — нуждается сейчас огромное количество людей. О такой Церкви мы сегодня не умеем пока свидетельствовать, потому что мы действительно еще новорожденные, мы много чему не научились, но мы должны именно этому учиться у Христа…

Отец Алексий Уминский: Беседа с прихожанами

28.01.2014 Интервью РОССИЙСКИЕ

Возврат к списку

Наверх