Православие и Интернет

Священник Сергий Круглов:

— «Думаю, что никаких специальных интернет-грехов не существует. Прежде всего, потому, что сама природа греха такова: это не что-то «созданное», новое и прежде небывалое, ведь диавол, родоначальник греха,но ни в коей мере не творец. Он может только портить уже созданные Богом вещи… И за тысячи лет новых грехов не появилось, в нашем сердце гнездятся все те же старые гордость, нелюбовь, леность, похоть, трусость, маловерие… Просто в разные времена они носят разные одежды. Во времена интернета — одежды, в том числе, сетевые.

Так что каяться в интернет-грехах приходится ровно так же, как и в грехах обычных. Различия между ними нет никакого. Впрочем, кроме разве что одного (его подмечают и от него страдают многие пользователи, особенно те, кто активны в соцсетях): интернет-грех как-то более пакостен потому, что совершается легче, чем грех в ” реале”.

Знаю немало христиан, которые в виде аскетического упражнения на какие-то периоды, например, во время поста, отключают компьютер. Ничего плохого в этом нет, это все равно что время от времени уходить от шумного общества в отдельную комнату, чтоб передохнуть от наплыва впечатлений и кипения страстей, побыть наедине с собой и с Богом. Единого правила — нужно ли это всем верующим или не всем — тут, конечно, нет, люди мы все разные, каждый такие вещи решает для себя сам.

А так, сама по себе, область соцсетей — обычная часть человеческой жизни, ничего самого по себе греховного в ней нет. Есть риск согрешить в интернете? Так он вообще в жизни есть. Но Господь от нас ждет не бегства от жизни — наоборот, принятия ее, действования в ней, умения бороться с грехом и побеждать его, строить эту жизнь ради любви к ближним.

Ответ же на другой популярный вопрос — зачем батюшке ЖЖ или Фэйсбук — был, кстати, не раз озвучен в том же интернете … Для кого-то из священников, наверное, это своеобразная площадка для проповеди, миссионерства и т. д. А для меня — просто способ общения с людьми, которые мне интересны, способ высказать что то, быть услышанным, получить ответ.

Подчеркну: не амвон — но личное пространство, не более того. Пространство человеческое, часть большого человеческого пространства — мира, в котором мы живем и в который к нам пришел Господь, чтоб стать человеком и спасти нас от смерти».

Викарий Киевской Митрополии епископ Обуховский Иона, руководитель Синодального отдела по делам молодежи Украинской Православной Церкви:

— «Я не считаю Интернет площадкой для проповеди. Проповедью это вряд ли можно назвать… Для меня социальная сеть — это в первую очередь место общения со знакомыми, а также удобный способ получения информации о том, что интересует: новости православной жизни, православного книгоиздания и так далее. Поэтому в настройках у себя на стене оставил только ту информацию, которая мне интересна.

О проповеди, как таковой, речь не идет. Хотя бывает периодически, что люди обращаются с какими-то пастырскими вопросами, но не часто.

Что касается «специфических» интернет-грехов… Составителям подобных списков — напоминаний о грехах, конечно, стоит внести такой грех, как «убийство времени», в первую очередь. Потому что Интернет — это убийца драгоценного времени. Я знаю очень многих людей (отчасти это и меня касается), которые из-за пребывания в интернете лишают себя единого на потребу — чтения Священного Писания, Святых отцов и других книг, ведущих ко спасению.

Кроме того, человек, работающий в интернете, так или иначе сталкивается с вещами, которые относятся к грехам — ругательству, сплетничеству и так далее.

Также считаю, что православному человеку недопустимо пребывать в интернете анонимно, под «ником», и выдавать какую-то информацию в интернет-пространство, скрывая свое имя и лицо. Именно такие пользователи более всего грешат «флудом» и «троллингом». Они могут декларировать свою «православность», но их поступки чаще всего являются анти-православными.

Эффективный способ борьбы с интернет-зависимостью только один: нажатие кнопки выключения компьютера. Нужно ввести самодисциплину и контролировать себя, ограничивать количество времени, проводимого в интернете, и вовремя выключать компьютер.

И еще один важный момент. Мне кажется, что понятие «дружбы» в интернете настолько иллюзорно, что ее, собственно, и дружбой нельзя назвать. С настоящей дружбой и разрывом дружеских отношений ее тоже никоим образом сравнивать нельзя. На мой взгляд, это вполне обычные вещи: если человек не хочет общаться с соседом или с каким-то человеком в транспорте, то никто его не заставляет. И если человек в Интернете не считает для себя необходимым с кем-либо общаться, то в этом ничего дурного нет».

Священник Андрей Сыркин:

—«Все, что связано с сетью, очень индивидуально. И люди, считающие себя православными довольно разные. Кто-то использует свои блоги для того, что бы выкладывать фотографии котов, кто-то вступает в борьбу с «мировым злом», кто-то просто пишет небольшие заметки о своей повседневной жизни, а кто-то действительно проповедует. Яркий пример православного христианина, занимающегося проповедью Христа в Интернете — протоирей Дмитрий Смирнов. Он ведет мультиблог с почти ежедневным обновлением, где постоянно появляются его проповеди в храме, беседы, интервью.

Кроме того, проповедь — это не только когда ты стоишь и говоришь, а тебя слушают. Проповедь — это часто просто нормальное человеческое отношение к собеседнику, помощь, поддержка, утешение, попытка не отвечать хамством на хамство, стремление оставаться человеком, даже тогда, когда тебя провоцируют и пытаются унизить.

Важно помнить: со времен грехопадения Адама грехи не изменились, какими они были, такими и остались, и то, что делает христианин в интернете, вполне объяснимо понятиями внеэлектронного мира. Зависть, злость, лукавство, издевки, провокации, ссоры — все это и в онлайне, и в оффлайне имеет одни и те же корни и последствия.

Другое дело, что в электронном общении проще нагрубить, обидеть другого человека, потому что ты не боишься получить адекватный ответ. В реальной жизни многие себя сдерживают, боясь, например, физического ответа на хамство. В Интернете же, зная, что тебе ничего не будет, можно и похамить. Однако для христианина это должно быть лакмусовой бумагой — если я так легко срываюсь на грубость по отношению к виртуальному собеседнику, значит, грех злобы во мне есть, хоть в реальной жизни я «добрый» и меня все любят.

Обычно в мой «бан-лист» попадают те, кто специально провоцирует на ссору, поносит то, что дорого христианину, иными словами — люди неадекватные. И просить прощения у них не имеет никакого смысла, потому что это только укрепит их мнение о себе. Лучшее лекарство против таких «троллей» — это не кормить их, то есть просто не отвечать на провокации.

Как бороться с тем, что тратишь много времени на интернет? Думаю, что нужно стараться быть полезным хотя бы тем людям, с которыми ты живешь, и относиться к своим обязанностям со всей серьезностью — тогда все станет на свои места».

Постскриптум

Резюмируя выше изложенное, важно выделить несколько принципиальных моментов. Современные православные христиане, живя в этом мире, никак не могут игнорировать достижения научно-технического прогресса. Более того, все разговоры о «дьявольском» происхождении Интернета являются спекулятивным искажением объективных вещей. Тем более, что мы давно знаем о творческом бессилии лукавого: он лишь расставляет декорации, но никак не способен заставить человека творить, изобретать и даже грешить-благодаря свободе воли это всегда наш, осознанный или нет-но выбор. Все изобретения лучших умов человечества сотворены с позволения (или по попущению) Всевышнего- в тот самый момент, когда люди более всего в них нуждались, с учетом историко-культурной специфики своего века. Задача христианских пастырей и миссионеров не в осуждении неизбежного научно-технического прогресса, а в том, чтобы сделать сей неспокойный Мир хоть немного лучше, чище и светлее. В том числе- стремиться сократить разницу между ростом прогресса и падением нравственности (эта проблема поднималась еще в 19 веке!).

Интернет тоже несет в себе своеобразную диалектику. Сеть позволяет общаться на любых расстояниях и с множеством разных людей одновременно -но, в то же время, Интернет никогда не заменит роскошь живого человеческого общения, не говоря уж о таких сокровенных моментах для жизни каждого христианина как, например, Исповедь.

Вероятно, лучше всего использовать сеть в «технических целях»- не только для общения с интересными людьми ,но и в целях миссионерской деятельности, или для самообразования, например. А бродя по безграничным просторам сети просто помнить слова апостола Павла-«все мне дозволено, да не все полезно». И, конечно, не забывать о другой христианской истине-не привязываться всей душою ни к чему земному. Думается, при соблюдении этих истин Интернет станет отличным средством и помощником в повседневной жизни.

30.05.2013 Интернет-обзоры РОССИЙСКИЕ

Возврат к списку

Наверх