Из истории села
Одно из самых известных мест для паломников, посещающих Самарскую Губернию, посёлок Волжский (село Царевщина) располагается на правобережье реки Сок в месте, где она впадает в Волгу. На юго-западе от него расположен Царёв курган, гора-останец. Его отделяет от поселения , от Сокольих гор, река Сок, а от Жигулёвских гор - Волга.
Село Царевщина в Самарской области было основано в 1702 году. Большой Царёвщиной посёлок назывался до 1961 года, в окрестностях имеется и село Малая Церёвщина. Название связано с переселенцами из одноименного села Пензенского уезда - Царевщина. В названии селения также отразился титул касимовских царей и царевичей, владельцев этой земли - ханов. Существовало у поселения и название Царёвокурганская слобода.
История Церкви
Церковь в селе построена в 1833 году на средства помещицы Елизаветы Васильевны Дашковой, действительной тайной советницы. Престол в церкви один – в честь Рождества Христова, впервые освящен 23 октября 1833 года с благословения архиепископа Симбирского Анатолия. В 1900 году престол был отреставрирован.
Храм был пятикупольным, покрыт листовым железом, окрашен медянкой. Кресты на главах – деревянные, шестиконечные, обитые белой латунью. Стены оштукатурены, окрашены желтой краской и побелены. Деревянный иконостас был покрыт белым крымтервейсом с позолоченными червоным золотом рамами и резьбой. В храме было много старинных икон, расставленных по стенам. На северной и южной стенах находились иконы, спасенные во время пожара деревянной церкви в 1812 году (всего 27 штук, из них 12 святцев). Автором проекта этого замечательного по своей архитектуре храма является известный русский архитектор Коринфский.
Храм был закрыт в 1931 году. Вначале решено было его переоборудовать в Дом культуры, затем здание храма использовалось как зернохранилище. Позже храм использовался в качестве хранилищ а химикатов и мастерской. А затем здание было заброшено. Постепенно оно пришло в плачевный вид.
Возрождение Храма
В 1969 году ученые из Москвы забили тревогу по поводу того, что «в поселке Волжский Куйбышевской области разрушается один из немногих уцелевших еще памятников архитектуры эпохи классицизма». Тут же было принято решение о восстановлении храма и об открытии в нем музея.
В феврале 1969 года областное управление культуры выдало отделу культуры Красноярского райисполкома охранное обязательство, согласно которому памятник архитектуры (Церковь) должен был использоваться как культурно-просветительное учреждение. Однако, церковь была отреставрирована только снаружи.
И только 12 января 1989 года, после многократных ходатайств жителей села, исполнительный комитет районного Совета народных депутатов Красноярского района передал РПЦ в бессрочное пользование здание Христорождественской церкви.
На Пасху 1990 года в храме был совершен первый молебен. На Троицу того же года состоялась первая Божественная литургия.Полностью храм был расписан и отреставрирован к 1996 году. А 28 июля 1996 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий совершил чин Великого освящения храма с закладкой в престол частицы мощей мученика Маманта.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, находясь в Самарской епархии в октябре 1999 года, первым посетил Христорождественский храм. Первосвятитель РПЦ освятил место закладки колокольни и подарил храму икону Владимирской Божией Матери с дарственной надписью. Его Святейшество также благословил проект часовни на роднике у Царева Кургана и установку 15 метрового креста на его вершине.
К 2010 году было завершено строительство крестильни и колокольни. На территории храма были также построены необходимые служебные помещения.
Храм находится у подножия знаменитого Царева кургана и является памятником провинциального классицизма. У стен церкви похоронен декабрист Алексей Васильевич Веденяпин (1804—1847).
В 2013 году Храм отметил свое 180-летие…
Святые Храма - священномученник Константин Сухов
Родился в 1867 году. Служил в Христорождественском храме села Царевщина, затем в Спасо-Вознесенском соборе г. Бугуруслана, который тогда входил в Самарскую губернию.
Был любим за горячую проповедь слова Божьего, за добрый и отзывчивый нрав, за неутомимую миссионерскую и просветительскую деятельность. Как представитель от духовенства в Земском собрании неустанно заботился о духовном и физическом здоровье народа, о его благополучии. В годы всенародной смуты смело выступал против злодеяний безбожной власти.
22 октября (по новому стилю) 1918 года был взят солдатами за Божественной Литургией и расстрелян недалеко от Спасо-Вознесенского собора.
17 июля 2001 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских XX века.
Видео-приложение
Путь паломника: Документальный фильм о Храме Рождества Христова в Царевщине
Престольный праздник Храма: фильм 1 канала о Рождестве Христовом
04.10.2012