
Библейское Предание
Евангелисты не пишут о количестве волхвов. Ориген впервые предположил по числу принесённых даров, что их было трое.
В раннехристианской литературе имена волхвов варьируются.
С наступлением эпохи Великих географических открытий волхвы становятся олицетворением либо трёх частей света — Европы, Африки, Америки, — либо человеческих рас — белой, чёрной и жёлтой. В любом случае, эта идея могла принадлежать только Новому времени, но всё же она связана и с тем, что волхвы всегда образно представляли всё языческое человечество.
Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами.
Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары.
«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
(Мф. 2:9-11)
Принесённые волхвами дары имеют символическое значение:
Золото — царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы стать Царём;
Ладан — дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником;
Смирна — дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа — одним из эпизодов Страстей Господних, увенчавшихся Распятием.
Волхвами и их дарами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество.
(После этого волхвам во сне было дано откровение, что к Ироду возвращаться с вестью об успехе их путешествия не стоит, и они отправились домой другой дорогой)…
Паломник63:
Почитание Святынь – неотъемлемая часть Православия и православного паломничества.
Вместе с тем, люди спорили и, наверняка, будут спорить об исторической подлинности Креста Господня, Туринской Плащаницы (точном количестве волхвов, подлинности и содержимом их даров, в том числе).
Спорить, сомневаться, находить убедительные аргументы как «ЗА», так и «ПРОТИВ». Вероятно, эти историко – богословские дискуссии уже не стихнут до начала жизни Нового Века.
Собственно, и нынешнее поклонение в России Дарам Волхвов вызывает разные оценки даже в Церковной среде.
Есть, к примеру, аргументированная пастырская позиция Патриарха Кирилла.
Есть – чуть более критичное, но весьма здравое мнение Елены Зелинской.
Есть и прямые, еще более бескомпромиссные оценки Андрея Кураева.
Все это абсолютно нормально: Церковь (в идеале!) – сообщество верующих людей, имеющих общность взглядов о незыблемых догматах и способная (опять-таки, в идеале!) объединить всех – независимо от разницы личных взглядов на общечеловеческие вопросы или политических позиций.
Суть – то совершенно в ином, и это даже не вопрос о подлинности Даров.
Есть известный тезис о стакане, который оптимист видит наполовину полным, а пессимист – полупустым. Часто мы забываем упомянуть реалиста, для которого вообще важно не количество жидкости в стакане, а его содержимое.
Если с юмором перефразировать Сократа, в вопросах Веры не прав и тот, и другой, и третий – подобно тому, как бессильна перед Верой даже изощренная человеческая логика.
Вера с большой буквы требует Дел, а не теоретических доказательств. Это – любовь к ближнему и умение наступить на свои собственные, такие простые и понятные, интересы. Это – плач обо всем заблудившемся мире и, одновременно, смиренное осознание невозможности хоть что-то исправить в лучшую сторону в себе самом без Божией Благодати.
Это, если хотите, - способность (и даже радость!) от простаивания в многочасовой очереди к Дарам Волхвов или Поясу Богородицы.
(Люди, стоящие часами на морозе никоим образом не осуждают тех, кто не пришел; все происходит с точностью до наоборот).
В такой системе координат все споры о подлинности Святынь совершенно уходят на второй план. Важным становится только то, что способствует Вере. Сначала – ее укреплению, а потом и возрастанию.
Думается, это и есть самый важный и сокровенный момент в истории с привозом в Россию Афонской Святыни - Дары Волхвов.
Видео-приложение
Дары Волхвов: последний день в Москве
Дары Волхвов: растет ли в России народная религиозность?
Гости эфира: Кирилл Мартынов, доцент НИУ ВШЭ; Александр Борисов, протоиерей, настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине.