Новый законопроект о регистрации религиозных объединений: мнения, оценки, предостережения, видео

О Законопроекте

В новом законопроекте, в частности, планируется отменить обязательный 15-летний срок, в течение которого религиозная группа должна была существовать на территории России до её регистрации в качестве юридического лица.

Также предлагается отменить обязанность религиозной организации ежегодно предоставлять информацию о продолжении своей деятельности, дублирующую отчет о ней. При этом предполагается осуществлять контроль и надзор за деятельностью религиозных организаций в порядке, предусмотренном законом о некоммерческих организациях.

Комментарии

Константин Путник, заместитель руководителя Миссионерского отдела Челябинской епархии:

—Конечно, моя точка зрения не является официальной, но мне эти нововведения не нравятся. Я не считаю разумным распахивать и так широкие двери по принципу: «приезжайте к нам все».

—Это неразумно с любой точки зрения. Налицо здесь введение всех религиозных организаций в единое правовое поле. Может быть, с юридической точки зрения это и нормально. Однако фактически эта инициатива отменяет наличие традиционных конфессий в Российской федерации – а их наличие обязательно должно учитываться. Культурная роль, которую играет Православная церковь, традиционный ислам, буддизм в ряде регионов России, словно ликвидируется одним росчерком пера.

—Вообще все наши попытки следовать за мировым общественным мнением и международными документами ничем хорошим не заканчиваются. Эти документы не подходят для России, они не учитывают культурных, религиозных и национальных особенностей нашей страны. Когда пытаются причесать всех под одну гребёнку, это всегда заканчивается плохо. Наш мир многообразен, религиозные традиции – тоже, и мерить его одним аршином нельзя.

—Понимаете, число культов и так растёт. Это естественный закон, который невозможно обставить никакими юридическими рамками. Предположим, какой-то человек захотел создать вокруг себя секту — он даже не будет регистрироваться. Таких групп: оккультных, околооккультных, околорелигиозных и совсем нерелигиозных, например, коммерческих культов, очень много. Это группы, в которых формируется очень жёсткая психологическая зависимость от лидера или самой группы. Этот процесс не зависит от юридических параметров. Регистрируются, как правило, те, которые хотят, возможно, получить какие-то бонусы или просто выглядеть солидно.

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом:

—Что касается отмены обязательного 15-летнего срока — я думаю, что этот вопрос нуждается в серьёзном общественном обсуждении. Правило, обязывающего группу просуществовать на территории Российской Федерации 15 лет до регистрации в качестве юрлица, на мой взгляд, себя неплохо зарекомендовало. Благодаря этой норме, в частности, была остановлена экспансия религиозных новообразований, в том числе поддерживаемых из-за рубежа.

—Да, сегодня религиозная ситуация стала более стабильной, однако в вопросе, стоит ли теперь отказываться от этой нормы, я бы очень приветствовал широкую общественную дискуссию с участием разных государственных органов и религиозных общин. Кстати, вовсе не каждая из этих общин стремится к расширению религиозного плюрализма.

—Я считаю, что Россия достаточно самостоятельная и свободная страна, чтобы в случае возникновения разночтений норм международного и национального права менять первую, а не вторую норму.

—А вот когда возникают агрессивные культы, мимикрирующие под работу традиционных религий, и при этом разрушают семейную жизнь людей, отнимают у них имущество и жильё, организуют террористическое подполье — это более чем серьёзно.

— Религиозная сфера жизни сегодня не менее важна, чем экономическая, а может быть, даже более важна. И если государство и общество хотят чувствовать себя в безопасности в этой важнейшей сфере, им нужно очень хорошо подумать, как следует относиться к тем или иным религиозным или политическим течениям.

Исторический экскурс

Иеромонах Герасим Вертей, священник Домового Храма в честь преподобных Кирилла и Марии Радонежских, преподаватель Самарской Духовной Семинарии:

—В начале 90-х годов в Россию хлынули сплошным потоком разнообразные секты, заполняя ту духовную пустоту, созиданием которой было занято советское государство в течение 70 лет. Пасторы, гуру, учители, число которым (да и имя, зачастую тоже) — легион, проповедовали о разнообразных и многочисленных богах, собирая вокруг себя миллионы адептов. В то время не только заграничные проповедники говорили с “англицким” акцентом, но и их последователи - это считалось маркером их принадлежности к секте.

—У себя, на Западе, секты в начале своего бытия довольно долгое время маскировались под ту Конфессию, которая считалась традиционной и вызывала доверие. Высшие управленцы "Церкви Саентологии" на официальных мероприятиях могут появиться в алой сутане католического кардинала, их "священники", как практически все западные псевдохристианские сектантские пасторы, одеваются как католические и лютеранские пастыри — черная рубашка с белым воротничком-колораткой.

—Использование крестов (даже антихристианской "Церковью Саентологии”), употребление христианской фразеологии и наименование себя "Церковью"— все это важные элементы той методики, которую довольно успешно применяют секты, обманом заманивая новых адептов.

—Уже в те годы были первые попытки создания своих местных сект ("Белое братство" и "Богородичный центр"), не все же импортировать. Но нашим не хватало опыта, зачастую они проигрывали в конкурентной борьбе более опытным коллегам. К концу 90-х был набран достаточный опыт, чтобы выходить на "духовный рынок" и отечественному “сектопроизводителю”.

Как определить секту (культ) и избежать ее влияния?

Секта – это авторитарная иерархическая организация, которой свойственны следующие признаки:

1. Исповедание своей «богоизбранности» и «уникальности» в противостоянии традиционным религиям.

2. Создание собственной интерпретации смысла Библии вне толкований исторически сложившихся богословских школ.

3. Активное применение методов манипуляции сознанием своих членов с целью переориентации имеющихся у них основных жизненных ценностей на узкогрупповые ценности, исповедуемые данной организацией.

4. Создание психологической зависимости человека от организации и ее лидеров.

5. Сокрытие информации о своих вероучениях и практике, объясняемое их внутренней «сакральностью».

(В.Ю.Питанов. Введение в сектоведение. 2006)

Cпецслужба МВД Франции, занимающаяся, в частности, наблюдением за деятельностью сект, сформулировала десять критериев , на основании которых организацию можно классифицировать как сектантскую:

1. Дестабилизация сознания.

2. Навязывание разрыва с прежним окружением.

3. Непомерные финансовые притязания (поборы).

4. Покушения на физическое здоровье.

5. Вербовка детей.

6. Нарушения общественного порядка.

7. Привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям.

8. Нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств).

9. Попытки проникновения во властные структуры.

10. Антиобщественные высказывания.

Для наименования религиозных групп наряду с термином "секта" в протестантской литературе используется слово "культ".

Х.Ф. Бек: "Культ - это такие религиозные группы, убеждения которых столь значительно расходятся с религиозной мыслью и существующими нормами, что эти группы начинают претендовать на то, что являются "новыми" религиями и "альтернативными" стилями жизни... Поскольку культы сознательно используют терминологию и фразеологию, типичную для тех религий, из которых они происходят, их слова постоянно наполняются новым смыслом и уже не имеют ничего общего с их первоначальным значением".

Основные cвойства культа:

1. Наличие авторитарной власти.

2. Двойные стандарты, наличие особой терминологии или уникального словаря.

3. Отсутствие заинтересованности в полной логичности и последовательности.

4. Обособленный образ жизни.

Видеоприложение

Протоиерей отец Рустик Гузь, консультант по религиозным вопросам аппарата правительства Самарской области Дмитрий Грешнов и социальный психолог, специалист по реабилитации жертв деструктивных культов Михаил Вершинин о проблеме религиозных культов в Самарской Губернии в программе Эрнеста Старателева "Есть Вопросы"

Профессор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Александр Леонидович Дворкин. Лекции.

О коммерческих культах

Как общаться с сектантами?

15.08.2013 Новости Интервью РОССИЙСКИЕ

Возврат к списку

Наверх