4 июля Православные Христиане празднуют обретение мощей преподобного Максима Грека

Житие Максима Грека

Преподобный Максим Грек (XV — XVI в.), бывший сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. По возвращении на родину прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители.

По приглашению великого князя Московского Василия Иоанновича (1505 — 1533) и указанию Константинопольского Патриарха в 1518 году инок Максим получил указание ехать в Москву в качестве переводчика. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг. Преподобный Максим перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.

Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом.

Поворотным для Максима Грека стал 1524 год. Когда великий князь Василий III решил расторгнуть брак со своей бесплодной супругой Соломонией и заточить ее в монастырь, преподобный, и до того не молчавший при попытках власть предержащих нарушить закон Божественный, не смолчал и на этот раз. В своем послании государю он убеждал его не покоряться страстям плотским. По глубокому убеждению Максима Грека, самодержец – тот, кто умеете держать самого себя в руках, охраняя себя от 3 греховных страстей – «сластолюбия, славолюбия, и сребролюбия».

Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах по причине того, что славянский язык не был родным для переводчика, были вменены ему в вину, как умышленная порча книг.

В свое оправдание Максим Грек привел 2 аргумента: во-первых, незнание русского языка – ведь первые свои переводы он делал с греческого на латынь, стремясь сохранить верность греческом подлиннику, — а главное, тот факт, что за годы работ многих поколений переписчиков и переводчиков многие греческие тексты были искажены, и, таким образом, он лишь восстанавливал их прежнее звучание. Доводы эти, однако, не были услышаны. Преподобный, отлученный от принятия Святых Тайн, был осужден и заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь.

На этом его страдания не закончились. В 1531 году он снова был потребован к суду. К прежним обвинениям в ереси и неправедном переводе книг, добавились и новые – в волшебстве, чернокнижии, а также – нестяжательстве и непочитании русских монахов-чудотворцев, чьи обители владели землями. Преподобный стал жертвой своего знания и религиозной борьбы нестяжателей и иосифлян. Новым местом заключения стал Тверской монастырь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения его не сломили.

В 1534 году умирает великий князь Василий III и Максим Грек решает писать исповедание, в котором оправдывает себя и сделанные им переводы книг. В заключении своего письма он обращается с просьбой отпустить на Святой Афон. Но и на этот раз мольбы его были не услышаны – его, знавшего слишком много, не отпускали из России.

Между тем, митрополит Даниил был сослан в Иосифов монастырь. По заступничеству нового митрополита преподобного допускают к принятию Святых Тайн и возвращают часть его обширного архива, конфискованного еще при первом аресте. В 1545 к царю Иоанну пишут патриархи Вселенский и Александрийский, с просьбой о заступничестве и освобождении. Прошение это было услышано только в 1551 году, и преподобный был переведен с честью в Троице-Сергиев монастырь (после 20-летнего заключения в Твери). Здесь он занялся близким душе его делом — переводом Псалтыри на русский язык. В обители его посещал царь Иоанн IV , который через год пригласил его в Москву.

Максим Грек преставился 21 января 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало благодатных проявлений, свершившихся у гробницы Преподобного. На самой гробнице выбиты строки:

Блаженный здесь Максим телом почивает,

И с Богом в небеси душою пребывает.

И что Божественно он в книгах написал,

То жизнию своею и делом показал.

Оставил образ нам и святости примеры,

Смирения, любви спасения и веры!

Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых. Он был канонизирован Православной Церковью в 1988 году. Мощи святого были обретены в 1996 году у Духовского Храма Троице-Сергиевой Лавры.

Преподобный Максим Грек-бесстрашный обличитель сильных мира сего.

Исследователь жития святого Роман Булочев в своих размышлениях о нем в частности, отмечает:

«Господь судил так, что именно с преподобного Максима Грека, насельника Афона, получившего хорошее образование в Европе, берет начало систематическая русская религиозная политико-правовая мысль. Конечно, и до него писал Иларион, схимник Печерский, и Даниил Заточник, и некоторые другие. Но именно в трудах святого Максима вопросы отправления правосудия, формы правления, образа государя получили богословское и философски-логическое обоснование. Известно, что писал преподобный много. Все его труды можно разделить на три основные группы: догматические, полемические, нравственные. В некоторых из них он довольно часто касается современной ему политики и правосудия».

Максим Грек неоднократно высказывался как об устройстве, так и о пороках государственной власти. Неправда нынешних правителей, по его словам, имеет свою причину в том, что в них погас “Божественный свет”, который “просвещает всякого человека, грядущего в мир”. В результате, цари обычно отходят от истинной веры, ищут сторонников среди подобных им развращенных языческих вождей соседних государств; заводят дружбу со всякого рода злокозненными персонажами, а для своего народа становятся притеснителями и угнетателями.

Главными соблазнами для власть придержащих становятся “сребролюбие и лихоимство”, они “мучат подручных себе всякими денежными взысканиями, и принудительными работами по возведении многоценных строений, нисколько не содействующих им к утверждению их державы, а служащих лишь к излишнему самоугождению и к удовлетворению желаний их развратных душ”. В качестве образца правильного правителя, Максим Грек приводит ветхозаветного царя Давида. Его слова: «не уповайте на неправду, и на восхищенье не желайте, богатство аще течет, не прилагайте сердца» – он цитирует в качестве девиза для современных властей.

Интересно, что святой Максим, государственно-политическая мысль которого полностью базируется на библейском учении, допускает право подданных свергнуть правителя, в результате многочисленных бесчинств ставшего тираном для народа. Логика его рассуждений строится следующим образом: злоба, всевластие и грех ослепляют царя, он становится безумным, в результате не может править для пользы народа, поэтому нуждается в замене. Также святой Максим высказывает мысль, что править царь должен не один. В делах управления ему необходим совет бояр и князей, особый “синклит” благоразумных, после рассуждения которых и надо принимать значимые для государства решения.

Вместо Эпилога

Правление безумных тиранов, как неоднократно писал в своих трудах Максим Грек, не может продолжаться бесконечно:

“То есть, ты думал про себя, что как ты относишься с бесчувствием ко всяким беззакониям и неправдам, и, видя обидящих, молчишь, и нет тебе никакого дела до тех, которые согласно с твоим неправедным мудрованием обижают других, и не мстишь им за обиженных ими, думаешь ли ты, что и Я, подобно тебе, премолчу ваши неправды и богомерзкие осквернения, и не отомщу за вопиющих ко Мне непрестанно на вас и горько плачущих по причине своих бед, какие терпят они от вас? Нет! нет! Я праведный Судья, и обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя”.

04.07.2013 Ретроспектива МИРОВЫЕ

Возврат к списку

Наверх