Святитель Лука Крымский: по пути Святого Пантелеимона-Целителя

Биографическая Справка

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 г. Мать, православная, с детства прививала ему Веру, научила молиться, отец же, принадлежавший к католической церкви, по складу деятельный и достаточно энергичный, научил труду и самоорганизации. Окончив гимназию, по размышлении о выборе жизненного пути, юноша решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей» и выбрал медицину.

По окончании университета будущий святитель занимался медицинской практикой и научными исследованиями. В 1920-х гг. он работал хирургом в Ташкенте, активно участвуя и в церковной жизни и посещая заседания церковного братства. Слова епископа Ташкентского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» были восприняты как Божий призыв.

После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки. 30 мая 1923 г. иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времени начинается крестный путь Владыки как исповедника.

Непридуманная история из жизни

Это случилось в 1921 году. В Ташкенте, где служил тогда отец Валентин, будущий архиепископ Лука, назревал страшный по возможным последствиям судебный процесс. Из Бухары в город привезли партию раненых красноармейцев. Во время пути им сделали перевязки, но время было летнее и под слоем бинтов завелись личинки.

Дежурный клиники профессора Ситковского, куда поместили солдат, справился с несколькими ранами, требующими безотлагательной обработки, оставив остальных больных до утра, с тем, чтобы начать лечение, как полагается. Это и послужило поводом для распространения слуха о том, что доктора клиники Ситковского целенаправленно занимаются вредительством.

Глава местного ЧК, знаменитый латыш Петерс, снискавший репутацию человека крайне жестокого, тут же организовал показательный процесс над «реакционными» врачами, выступив в роли общественного обвинителя. Развязка была вполне обозримой: арестованным грозили приговоры «к высшей мере».

В качестве эксперта в зал суда был вызван и отец Валентин, священник, вот уже два года совмещающий пастырские обязанности с прежней своей любимой работой — хирурга. Что только не пришлось ему выслушать от председателя, так, что не понятно было, кем предстал он перед судом: «экспертом», «свидетелем» или «обвиняемым»? Обстановка, в которой проходило слушание, определялась чувством неприкрытой классовой ненависти по отношению к дореволюционной интеллигенции.

— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

Однако, отца Валентина не так-то легко оказалось смутить:

— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?

Петерс продолжал заготовленную обличительную речь:

— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Войно-Ясенецкий? Разве вы Его видели?

— Бога я, действительно, не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге, и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. Значит ли это, что их нет?

Звук колокольчика за столом председателя потонул в общем хохоте. Спокойно и выдержанно отец Валентин объяснил, что обнаруженные личинки не представляли никакой опасности, и практикующие хирурги, как правило, не спешат очистить от них раны пациентов, поскольку личинки могут даже использоваться как своеобразные стимуляторы заживления. По свидетельству оставившего эти воспоминания профессора Ошанина и других участников событий, именно речь отца Валентина спасла тогда хирургов от расстрела. А умение «держать удар» и тот первый публичный опыт победы над страхом оказались важны для самого отца Валентина.

«Я полюбил страдание»

Это едва ли ни самые известные слова священноисповедника Луки. Испытания не отходили от него, не оставляли надолго, но для человека, решившего после смерти жены целиком посвятить себя служению Богу и ближним, это не было неожиданностью. По биографии святителя Луки можно изучать историю и географию России. Он пережил Революцию, Русско-японскую и Гражданскую войны, две Мировые войны, гонения на Церковь, годы лагерей и ссылок.

Но, где бы он ни оказывался, каково бы ни было его собственное самочувствие, он оставался священником, монахом и врачом. Он оперировал и вел амбулаторный прием больных, опробовал новые методики лечения и собирал материалы для будущих научных монографий.

Освобождение на короткое время не принесло ему отдыха. Весной 1934 г., после неудачной операции, он ослеп на один глаз. Но даже подорванное здоровье не лишает его самообладания: в 1937 г., когда последовал новый арест и 13 суток допросов без сна, он объявил голодовку на 18 суток, не подписав ни одного протокола, каждый из которых мог обернуться «высшей мерой» для него и для других подследственных. За этим последовала новая ссылка, в Сибирь.

Великая Отечественная война, несколько изменившая положение Православной Церкви в СССР, принесла Владыке Луке освобождение, что означало для него возможность лечить, продолжать научную работу и приводить в порядок расстроенные в предыдущие годы дела вверенных ему епархий. Казалось, что в те годы он работал не только за себя, но и за тех архиереев, кто не дожил до наступления чуть лучших времен. Память о них и их молитвы придавали ему силы.

В то же время, для нескольких поколений врачей в России он до сих пор остается крупным специалистом в области гнойной хирургии, автором классического труда «Очерки гнойной хирургии» и лауреатом государственной премии I степени.

Между тем, его собственная болезнь, вызванная лихорадкой, прогрессировала. В 1958 г. наступила полная слепота, но и в этом состоянии он продолжал совершать службы, без посторонней помощи входя в храм, наизусть читал богослужебные молитвы и Евангелие, совершал миропомазание и произносил замечательные проповеди, все еще от раза к разу принимал больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами.

Святитель Лука скончался 11 июня 1961 г. в День Всех святых, в земле Российской просиявших. 35 лет спустя были обретены его мощи. В апреле 2000 года архиепископ Лука был реабилитирован, а в августе того же года прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских. Как Святой, он почитается и другими Поместными Церквями, в частности, Греческой Православной Церковью. Не менее 20 храмов и часовен во имя святителя Луки построено на территории России и Украины, более 30-ти – в Греции. В наши дни Свято-Троицкий кафедральный собор Симферополя, где покоятся мощи святителя, стал местом паломничества для православных из России, Греции, Сербии — из всех уголков православного мира.

Избранные Проповеди

В его проповедях — то, что опытно прошел он сам .Это бесценный опыт настоящего подвижника. И в наши дни, когда людям порой не хватает духа заглянуть в завтрашний день, слово священноисповедника Луки может поддержать и придать силы как лекарство высшего духовного свойства.

Меня часто спрашивают: так легко или тяжело бремя Христово?

«А я скажу вам: «Да, да! Легко, и чрезвычайно легко». А почему легко? Почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос; потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом Его, под бременем Его; потому что Он Сам будет поддерживать тебя, помогать нести это бремя, этот крест.

Говорю не от разума только, а говорю по собственному опыту, ибо должен засвидетельствовать вам, что, когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно нисколько не было тяжело, и путь этот был радостным путем, потому что я чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое, крест мой. Тяжелое было это бремя, но вспоминаю о нем как о светлой радости, как о великой милости Божией. Ибо благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто несет бремя Христово. Именно потому, что бремя Христово нераздельно с благодатью Христовой, именно потому, что Христос того, кто взял крест и пошел за Ним, не оставит одного, не оставит без Своей помощи, а идет рядом с ним, поддерживает его крест, укрепляет Своею благодатью.

Помните Его святые слова, ибо великая истина содержится в них. Иго Мое благо, и бремя Мое легко. Всех вас, всех уверовавших в Него зовет Христос идти за Ним, взяв бремя Его, иго Его. Не бойтесь же, идите, идите смело. Не бойтесь тех страхов, которыми устрашает вас диавол, мешающий вам идти по этому пути. На диавола плюньте, диавола отгоните Крестом Христовым, именем Его. Возведите очи свои горе — и увидите Самого Господа Иисуса Христа, Который идет вместе с вами и облегчает иго ваше и бремя ваше. Аминь.» (из проповеди 1951 года).

— Главное в жизни – делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое.

«Я подлинно и глубоко отрекся от мира и от врачебной славы, которая, конечно, могла бы быть очень велика. Но теперь она для меня ничего не стоит. А в служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя Вера. Однако врачебной и научной работы я не намерен оставлять», – писал Валентин Феликсович сыну Михаилу. И еще: «О, если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом любящих Его…»

Святитель Лука Крымский (документальный фильм)

11.06.2013 Ретроспектива РОССИЙСКИЕ

Возврат к списку

Наверх