Протодиакон Андрей Кураев прокомментировал слова Патриарха Кирилла об Интернете

Контекст

7 июня, обращаясь к монахам афонского монастыря, Предстоятель Русской Церкви затронул и проблемы использования современных технологий:

«Сейчас большим соблазном является Интернет. Многие монахи поступают, на мой взгляд, совершенно неразумно: с одной стороны, они уходят из мира, чтобы создать благоприятные условия для спасения, а с другой стороны, берут свой мобильный телефон и начинают входить в Интернет, где, мы знаем, множество греховного и соблазнительного. И тогда возникает вопрос: когда монах берет в руки мобильный телефон, чтобы войти в Интернет, не должен ли он подумать, а стоит ли ему вообще в монастыре находиться?»

Святейший Владыка предложил возлагать послушания, связанные с использованием Интернета, на отдельных и наиболее опытных монахов. По словам Патриарха, ничто, в том числе современные технологии в монастырях, не должно изменять природы монашеского бытия.

Комментарий

—Я считаю, что Патриарх прав. Я понимаю, что есть привычная ассоциация: Интернет- грех, значит, порносайты. Это не так. Интернет-отражение жизни людей и общества, это огромное пространство, в котором есть множество страстей, интриг, грехов- и отнюдь не только сексуального характера. Прежде всего, грех сплетничества, грех создания партийных группировочек для того, чтобы определить дополнительные критерии для опознавания «своего» и «чужого». Кроме общехристианской идентичности у многих людей, особенно у монашества, есть желание выбрать дополнительные критерии православности: это по-настоящему православно, а это нет.

—Люди считают, что Православие под угрозой, есть некий глобальный заговор против Православия, Антихрист вот-вот откровенно воцарится в реальности, и он уже действует: это всякие электронные паспорта, налоговые номера, штрих-коды… Люди пугают друг друга. Есть некий, уже десятилетиями действующий на монашеской среде «механизм взаимного пугания»... С Интернетом это просто быстрее происходит.

—Но! Обратите внимание, где Патриарх это сказал: не на заседании Синода в Москве или Петербурге, а в столице мирового монашества, выступая перед наиболее авторитетными монахами всего православного мира. Насколько я понимаю, они с ним согласились. Для монахов Патриарх может не быть духовным авторитетом, но монахи горы Афон для них духовный авторитет. Именно с Афона идет не приказ, а совет: подумай сам, ты зачем ушел из мира, чтобы потом в кармане протащить туда же этот проводок и все равно жить с мирскими интересами и сплетнями? Я думаю, что именно так обоснован этот совет. Для кого-то он будет значим. Нет, и не может быть никакого приказа, что дополнительный обет монашества, кроме обета безбрачия, еще «обет безинтернетия».

При этом, Андрей Кураев напомнил:

«Патриарх Алексий Второй просто требовал, чтобы у каждого прихода был свой интернет-сайт, чтобы у каждого священника был мобильный телефон, вы должны быть доступны в любую минуту, если какое-то распоряжение от епископа. Монастыри разные, разное послушание. Есть эконом — его задача знать, сколько стоит хлеб, пшеница, вино, масло на рынке, рыба и т.д., работа со спонсорами. Есть духовник, который принимает людей из мира и выслушивает их боли. А есть люди, которым еще рано и тем, и другим быть, им дай Бог с собой разобраться. Обычный рядовой монах. Разные люди, разное послушание. И конечно же, должен быть брат, чья обязанность — следить за интернет-новостями и сайтом. Интернет-пасторство — это идеальная работа для монаха, потому что я могу быть анонимным, как иконописец, который не подписывает иконы, не страдать от этого гордыней, и у меня есть возможность, выслушав вопрос, потом подумать, взять паузу, пойти в библиотеку, посоветоваться с другими братьями, написать на другой сайт более сведущему, чем я, человеку, а только потом дать ответ. Это нормально для монаха. Вопрос в том, что не надо это делать во вред Церкви. Не надо заносить этот пафос «тотальной слежки».

10.06.2013 Новости РОССИЙСКИЕ

Возврат к списку

Наверх