Новая книга отца Алексия Уминского

Человек и Церковь: путь Свободы и Любви

Это далеко не первая книга отца Алексия. Он автор уже нескольких достаточно известных в церковной среде трудов: "Тайна примирения", "О чём говорит Христос", "Проповеди", "Божественная Литургия", "Основы духовной жизни", "Что я хочу от Бога", "Ребёнок в Церкви".

В чем же принципиальное отличие новой книги Алексия Уминского? На этот вопрос сам автор дает исчерпывающий ответ:

—Книг о Церкви написано много, но все они предназначены для тех, кто находится внутри нее. Поэтому узнать о Церкви тому, кто находится за ее оградой, практически ничего невозможно. До них доходит лишь та информация, которую публикуют СМИ, а это всегда новостные блоки, чаще всего окрашенные в политически негативную краску…

Рассказывая о творении, вышедшем на сей раз из под его пера, отец Алексий обратил внимание на несколько актуальных моментов, касающихся проблем взаимоотношений человека и Церкви:

—Можно сказать, сегодня мы находимся в пустом пространстве…

—Поэтому мне кажется — большой риск сегодня для светского журналиста и для издателя решиться на такой шаг — задумать книгу о Церкви для тех, кто о ней ничего не знает или знает только негативное.

—Эта книга, действительно, начало серьезного, честного разговора о Церкви с теми людьми, которые подспудно, внутренне чувствуют, что Церковь, какой бы чужой она ни казалась, какой бы далекой и непонятной ни была, все равно есть пространство близкое и родное. Иначе не было бы такого серьезного переживания по поводу тех негативных вещей, которые в Церкви происходят, о которых так много говорят.

—Я не очень интересуюсь проблематикой какого-то культа, который исповедует далеко-далеко некое племя. Но когда дело касается Церкви, оно вдруг начинает касаться всех — и верующих, и неверующих, и положительно относящихся к Церкви, и отрицательно.

—Современное поколение — это, прежде всего, поколение свободных людей. Это поколение людей, которое изначально рождается в обществе, дающем разнообразность возможностей решений, путей. И в этом смысле рисков у них, конечно, больше, без сомнения. Но и возможностей стать самим собой тоже значительно больше.

—И именно Церковь помогает человеку стать человеком во всей полноте. Церковь — это путь свободы.

—Потому что для очень многих Церковь, ассоциируется с путем не то, чтобы несвободы, а некой крепостнической дисциплины, жестких традиций…

—Поэтому одной из наших целей было дать в книге иной образ Церкви. Церкви как пространства свободы, пространства выбора, пространства сомнений, пространства личного пути. Пространства, в котором человек и Бог встречаются и начинают друг с другом очень близко общаться…

Отдельно отец Алексий коснулся призвания священника и проблем взаимоотношений пастыря и прихожан:

—Священство очень часто рассматривается, как некая, профессия, еще одна из многих. По сути же своей, священство — это цельность бытия. То есть, если человек священник — он священник всегда, везде, в любую минуту своей жизни. Когда спит, чистит зубы, разговаривает с людьми. А не только тогда, когда он надел рясу, крест и находится в пределах церковной ограды.

—Священство — состояние служения, причем очень высокого и ответственного, очень страшного, потому что за каждое слово, за каждую мысль надо отвечать, за каждый совет, который ты даешь человеку, ты отвечаешь и перед человеком, и перед Богом, и перед всем будущим. Это очень тяжелая ноша.

—Тем не менее, это и необыкновенная полнота радости и знания того, что Бог есть Любовь. На глазах священника происходит много чудес. Самое главное чудо — когда на твоих глазах меняется чужая жизнь. Когда ты видишь, что пришел человек в одном состоянии, а сейчас он совсем другой.

—Это самое главное, самое счастливое, что есть в жизни священника, кроме, конечно, его предстояния перед Престолом, служения Божественной Литургии.

—Действительно, очень часто бывает, что человек в Церкви встречается с самым безобразным безобразием. Что ж поделаешь? Мы все живем на Земле, и все мы слеплены из одного теста. Церковь не является стерильным местом, как, собственно говоря, не является стерильным местом больница.

—Больница — это место, где место, где находится масса больных людей. И лечебница, больница всегда была одним из традиционных аллегорических образов Церкви. Даже священник, обращаясь на исповеди к людям, которые хотят покаяться, говорит: «Внемли, ты пришел в лечебницу, да не отойдешь ты отсюда, не исцелен».

—Но всем нам приходилось бывать в наших российских больницах, и мы представляем, какой запах нас там порой встречает. В принципе, в Церкви надо быть готовым встретить и такой запах, потому что все-таки больница определяется тем, что люди приходят больными, а выходят оттуда здоровыми.

—Второе. Церковь не решает проблемы человеческого счастья. Принципиально она не для этого существует. Не за тем, чтобы человек пришел в Церковь, попросил здоровья, счастья в личной жизни, успехов в труде (того, что обычно мы желаем друг другу на Новый год) — и все ему было бы принесено на тарелочке. Церковь не решает этих проблем. Церковь дает возможность человеку побеждать проблемы, выживать с ними, становиться другим, несмотря на все трудности. Но проблем счастья Церковь не решает. Поэтому часто бывает разочарование именно в этом: «Я хочу золотой ключик, я хочу золотую рыбку, а мне — не дают». Потом что нет здесь ни рыбки, ни ключика.

—Я хочу сказать, что Церковь, конечно, это не профессия, и не только пласт культуры. Мы не обладаем никакими методиками и инновациями, которые бы давали кому-то утешение. И Церковь осталась ровно такой же, какой она была 2000 лет назад, когда Христос ее создал среди Своих учеников и апостолов.

—Если вы не доверяете моим словам, то раскрыть смысл моих слов, как раз и поможет эта книга. Потому что, для того чтобы о чем-то говорить, надо немножко что-то знать. В данном случае я смею себе позволить предположить, что о Церкви я знаю немножко больше, чем вы, и предлагаю вам узнать то, что знаю я…

Фрагмент книги

«Чувство Веры естественно для человека. В нас всех заложен удивительный метроном, помогающий распознавать дурное и хорошее. Другое дело, совершаем ли мы усилие над собой, чтоб поступить правильно, или идем на компромисс и потакаем тому дурному, что в нас есть. Встречаясь с самим собой, человек очень многое переосмысливает, очень многое встает на свои места.

Мы начинаем безошибочно понимать, где правда, а, где ложь, что правильно, что нет. Куда надо идти, а от чего спешно отказываться. Совесть просыпается, чувства, ум. Как-то очевидно становится, что не обязательно каждый год делать евроремонт в квартире, машины менять одну за другой, ненавидеть родственников и кричать на ребенка. С одной стороны, это так не просто, а, с другой стороны, так естественно — пытаться стать человеком»…

Видео-приложение

Презентация книги «Человек и Церковь. Путь Свободы и Любви» протоиерея Алексея Уминского и журналиста, редактора, киносценариста Этери Чаландзии.

10.09.2013 Новости Интервью РОССИЙСКИЕ

Возврат к списку

Наверх