Паломник63:
Неделя Страшного Суда (Масленичная Неделя в простонародье) завершается Прощеным Воскресеньем, выпавшем, на сей раз, на 2 марта.
Что значит простить человека? Простить, если ты переполнен вроде бы праведным гневом и можешь логично пояснить, насколько он был не прав - здесь, там и тут. Что значит простить, если отрицательный личный пример такого человека превратился для тебя в негласную установку-никогда самому так не поступать...
Или, другое нравственное противоречие. Многим людям мы готовы вроде бы великодушно простить былое. Но, поддерживать общение с ними, как правило, не желаем. В том числе потому, что догадываемся -наше прощение они (в силу своего воспитания и мировоззрения) зачастую воспринимают как признак слабости, бессилия и даже глупости.
Итак, я простил, но не хочу дальше общаться. Можно ли, с христианской точки зрения, считать такое прощение искренним и уж, тем более, - абсолютным? Очевидно, нет. А формальное прощение, "ради некой календарной традиции"- считается грехом.
Известно ведь, что неискреннее прощение хуже искреннего непрощения, потому как является лукавством. А лукавство, как постоянное средство ради каких – либо личных целей погружает человека в мир «королевства кривых зеркал».
И, в конечном итоге, живя с такой искаженной (пускай и созданной им самим) картиной мира, человек неизбежно наносит вред самому себе. Например, тем, что перестает отдавать отчет окружающей действительности и обман, незаметно перетекая в самообман, становится губительным.
Так как же быть, если простить не готов а «прощение ради прощения» - грех души?Как раз на эту тему размышляет иерей Константин Кобелев, настоятель Храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме:
— А как убедиться в том, что ты простил искренне? Как не остаться в самообмане?
— Честно говоря, я считаю, что мы вообще не можем простить искренне и до конца… Я считаю, что мы плохо умеем прощать. Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, все мы находимся в прелести. Наверно, бывают и исключения: если ты подружился со своим обидчиком, стал ему соработником, не поминаешь старое — в этом случае можно сказать, что обида искренне прощена. Но чаще всего это невозможно. И даже не надо этим делом заниматься и мучиться, страдать этим. Самое лучшее — просто отойти. Насильно мил не будешь, и свою душу тоже нельзя насиловать — заставить кого-то полюбить.
— Среди православных людей тоже не всегда складывается психологическая совместимость по каким-то вполне объективным причинам, хотя оба хорошие люди. Необязательно дружить с человеком, с которым дружить не получается. Вообще, как говорили святые отцы, к себе нужно относиться, как к ослику. Ослик хорошее животное, где-то выносливее лошади, но порой упрямится и его не переубедишь — только хуже будет. Так и к себе нужно относиться — уговаривать себя в чем-то до поры до времени, но чрезмерное насилие над собой может сыграть и плохую роль.
— Сказано: возлюби ближнего, как самого себя. Себя тоже нужно любить. Любить себя — это значит заботиться о своем собственном спасении и понимать свои границы. Не все нам доступно. Поэтому не следует бояться быть ограниченным в каких-то рамках. Здесь, конечно, хорошо советоваться с духовником и делать как он скажет — может быть, вы задумали хорошее дело, но оно вам не по зубам. Я это рассказываю, потому что кто-нибудь может начать умышленно выискивать своих старых врагов, чтобы с ними подружиться, чтобы проверить, полностью ли я их или не полностью? Эдак можно в гордость впасть. Считайте лучше, что не полностью простили…
В несколько ином контексте вопрос прощения рассматривает протоиерей Алексий Уминский:
— Но как можно прощать, если в тебе еще нет любви?
— В том-то все и дело: пока ты не научишься прощать, ты не научишься любить. Как мы можем стать похожими на Бога? Как мы можем уподобиться Христу? В чем? В посте и молитве? В Евангелии не написано, что Христос много постился. Редкий случай молитвы, которую Господь дает своим ученикам, — это не утреннее и не вечернее правило, не акафист, не канон, а коротенькая молитва «Отче наш».
— Но мы видим, как Христос прощает, как Он прощает даже на кресте, как Христос молится за тех, кто Его распинал. И мне кажется, Церковь предлагает такой удивительный способ быть похожим на Бога, когда даже от Его имени мы говорим друг другу: «Бог тебя простит».
— Все дело в нашем сердце. А если не получается простить, то пусть оно болит. Пускай оно не будет спокойным, пускай ищет этого прощения, пускай оно будет постоянно тревожиться тем, что оно не может простить, — это уже путь, это уже знак того, что сердце оживает…
Святые отцы о Прощении:
«Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами».
(Святитель Игнатий (Брянчанинов)
«Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти».
(Святитель Иоанн Златоуст)
«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя».
(Преподобный Ефрем Сирин)
«Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том — почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков, — однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить».
(Преподобный Исидор Пелусиот)
Что ж, если до конца, по наивысшим духовным меркам, простить, не будучи святым, очень сложно, забыть – почти невозможно, то стремиться к этому необходимо. И (кто знает?!) может сам факт подобных сердечных устремлений приведет нас к Свету.
Видео-приложение
Проповедь Патриарха Кирилла в Прощеное Воскресенье (06.03.2011)
Епископ Мефодий – о Прощении и Великом Посте