К итогам IV Всероссийского Съезда Православных врачей в Самаре

В принципе, недавняя встреча вновь поставила несколько глобально – духовных вопросов:

Где заканчивается сфера врачебной компетенции и требуется духовная помощь?

Как сделать первые шаги к комплексному лечению пациента (иными словами, лечить не только следствие, но и причину болезни)?

Как и в какой форме наладить оптимальное взаимодействие врачей и священников?

Именно эти темы (помимо, конечно, обсуждения сугубо медицинских нюансов) и являлись ключевыми в ходе недавних докладов, дискуссий и круглых столов.

Паломник63 предлагает вашему вниманию две противоположных точки зрения на тему взаимодействия медицины и Православия.

В частности, с весьма скептической оценкой итогов съезда на страницах журнала «Собеседник» выступил известный литератор, поэт и публицист Дмитрий Быков в статье «Спасет ли Православие российскую медицину?»

Дмитрий Быков:

"В Самаре прошел Всероссийский съезд православных врачей – дело святое, кто бы спорил; его приветствовал посланием Патриарх Кирилл, а по итогам форума принято судьбоносное решение.

В медицинских вузах может появиться кафедра теологии, а то, как указано в послании Патриарха, некоторые врачи применяют неправославные методики.

Каковы эти неправославные методики – остается только гадать: возможно, некоторые целители, отчаявшись добиться толку от медикаментов, опрыскивают комнату водой от дурного глаза или по-знахарски шепчут над раной, и это действительно оккультные, глубоко неправославные действия. То ли дело освящать больницу, опрыскивать комнату святой водой или служить молебен о здравии: больной вскакивает только так, и главное, всё по канону.

Если же подходить к вопросу серьезней, медицинская практика грозит превратиться в непрерывную дискуссию о спасении самоубийц (которые своим поступком совершили акт отпадения от Господа) или лечении атеистов, которые явно не заслуживают православной помощи – как, впрочем, не заслуживают и Царствия Небесного.

Да ни для кого не секрет, что добрая «православная клизма» помогает лучше атеистической. Но, опять же, если подходить к вопросу с последней серьезностью, каков должен быть выбор православного человека, если ему предлагают либо грамотного, либо религиозного специалиста? Подозреваю, что степень праведности такого доктора будет волновать больного несколько меньше, чем его опыт.

Оно, конечно, среди врачей немало искренне верующих, однако все мы знаем, что вера и профессионализм коррелируют между собой весьма редко: каждый знал умных атеистов и глупых фанатиков, глубоко верующих инквизиторов и гуманных агностиков, а уж советская медицина, прекрасно обходившаяся без кафедр теологии, во всем мире почиталась одной из лучших.

Нет сомнения, что тотальная абсурдизация русской жизни идет ей на пользу, поскольку жить становится если не лучше, то веселей; сомнительно иное – помешает ли врачам дополнительная нагрузка? Полезно ли студенту, усваивающему научную картину мира, учиться тому, что болезнь посылается по грехам или как испытание? Разумно ли, наконец, до такой степени пронизывать православием решительно все сферы жизни, как будто не предвидя, что прямым результатом этой чрезмерности будет нарастающий внутренний протест – нормальная реакция на любую тотальную пропаганду?

Следует ли из послания Патриарха Кирилла, что православный врач будет иметь преимущественные шансы на трудоустройство, а неправославных будут по распределению отселять в глухие районы Сибири? Все мы помним, что вежливость плюс пистолет действуют сильней, чем простая вежливость; точно так же нет сомнений, что молитва плюс пенициллин действуют сильней, чем просто молитва. Неужели эта очевидная истина будет поставлена под сомнение?

Поистине, Боже, кого Ты хочешь наказать – того лишаешь разума, и чувства меры, добавим мы, перекрестившись".

С пессимистично – нигилистической оценкой Дмитрия Быкова (особенно спорен пункт о редком сочетании Веры и профессионализма!) явно не согласился в своем докладе епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

Епископ Пантелеимон:

— Я хотел бы то время, которое мне предоставили для доклада, посвятить размышлению над одной болезнью. Я думаю, что нам всем известны многие болезни — врачи знают их классификацию, знают причины возникновения тех или иных недугов. Но мы иногда забываем о первопричине всех болезней, которая существует в каждом человеке. О той самой страшной болезни, которой некогда заразилось человечество. И которая передается наследственно, из рода в род. О болезни, от которой происходят все другие болезни, болезни тела и болезни души. Страшной болезни, которая ведет в конце концов к смерти тела, а иногда и к смерти души.

—Самое ужасное, что все знают симптомы этой болезни. Все знают ее опасность. Но большинство не понимает, в чем причина этой болезни. Большинство не знает точного диагноза и поэтому пренебрегает лечением. А ведь лечение от этой болезни есть! Да, это страшная болезнь. Но есть сильнейшее лекарство, которое способно уничтожить эту болезнь.

—И вот люди, не зная причин этой болезни, часто поступают так, как поступает больной, не знакомый с врачебным искусством. Заболел, — и сразу принял обезболивающее. Снизил таблетками температуру. Но болезнь продолжает развиваться в организме и приводит в конце концов к гибели пациента. Так человек, не знающий корня всех болезней, ищет забытья в удовольствиях, в наслаждении. Верит в осуществление своих мечтаний. Но при этом не уничтожает основу болезни.

—Я думаю, что вы все понимаете, о какой болезни я говорю. Это болезнь, которая есть во всех нас с вами. Симптомы этой болезни — безрадостность, уныние. Гневливость. Зависимость состояния души от состояния тела. Неумение и нежелание любить. Лживость слов и дел, незнание истины. Безумная гордость, глупое тщеславие. Зависимость от плотских наслаждений. Подверженность болезням тела и души. Необратимое старение тела и в конце концов - смерть.

—Мудрые диагносты, глубоко изучившие это заболевание, — Святые Отцы назвали эту болезнь самолюбием. А преподобный Максим Исповедник говорит, что самолюбие это неразумная любовь к чувственности.

—В человека вложен образ Божий, и он неуничтожим, даже несмотря на нашу подверженность греху. Потому что «Бог есть Любовь» (1Ин. 4, 8). И когда Бог создавал нас, Он так замыслил, чтобы нашими отношениями между собой тоже была Любовь.

—Какое есть лекарство от той болезни, которой мы с вами страдаем? Когда человек осознает испорченность своих отношений с другими людьми, когда он понимает, что нужно перейти к милосердию, он ищет нравственные правила, какие-то этические системы (вспомним «моральный кодекс строителя коммунизма» в советское время).

—Другие ищут выход в разных философских системах. Некоторые люди предлагают «оздоровительный комплекс» магических обрядов: «Если ты сделаешь то и это, получишь счастье, получишь блаженство». Некоторые надеются, что в этом им могут помочь освященные материальные вещества. Моя дочь, когда была маленькой, она меня спрашивала: «Папа, а если каждый день пить святую воду, станешь святым?». Ну, понятно, что это детский вопрос. Но некоторые думают, что только из-за того, что пришел в Храм, сразу стал лучше и чище. И сразу изменилась его душа. К сожалению, этого все-таки мало.

—Мы должны знать ответ на вопрос, где же лекарство от этой самой страшной болезни, которой мы все больны, от самолюбия. Это лекарство — Сам Христос! Забывают об этом современные люди и думают, что Церковь есть некое сообщество совершенных людей. И когда они видят, что в Церкви такие же грешники, как они сами, то начинают смущаться и думать: нет, все это не правда. Там лицемерие…

—И священники не выполняют свой долг, и нарушают обеты монахи… Но ведь не мы только составляем Церковь. Мы лишь в Нее входим. И если входим, то с той стороны нашего естества, которая освящается Богом. В Церкви живет Христос — Живой и действующий. Христос умерший и Воскресший. Христос, любящий нас и готовый каждому протянуть руку помощи.

Паломник63:

Не отрицая всей совокупности огромных проблем – как медицины, так и Церкви (о чем упомянул в своем докладе и епископ Пантелеимон) нужно вспомнить простую истину: дорогу осилит идущий.

На данном этапе важно, что полностью сформулирована суть проблематики взаимодействия медицины и Церкви и намечены конкретные шаги в плане взаимодействия, не дожидаясь вступления в силу каких – либо новых законов.

В качестве небольшого послесловия предлагаем Вам интервью порталу православной газеты «Благовест» Виктора Ивановича Ивкина — участкового терапевта и врача мануальной терапии в одной из самарских больниц.

«Само служение врача приводит к вере в Христа»

http://xn--80aaaabhgr4cps3ajao.xn--p1ai/-public_page_20661

Видео-приложение:

Новостной сюжет о Всероссийском съезде православных врачей в Самаре

16.10.2013 Новости Интервью ГУБЕРНСКИЕ

Возврат к списку

Наверх