Римо-католический приход Пресвятого Сердца Иисуса

samara_katoliki_698.jpg
samara_katoliki_698.jpg
Добавить в избранное Добавить фото или отзыв

Координаты на карте: 53.1937, 50.0961

Самара, ул. Фрунзе, 157

В 1848 году на территории Российской империи была образована новая католическая Херсонская епархия, с 1853 - Тираспольская. Ее территория занимала площадь 14 тыс. кв. миль. В первую очередь епархия была основана для 200 тысяч немецких колонистов, исповедовавших католичество. Указом 1762 года Екатерина II даровала колонистам «свободное отправление веры» и государственную помощь при строительстве храмов, разрешала иметь своих священнослужителей. Католики, наконец, получили свободу вероисповедания. Однако, эта свобода сопровождалась некоторыми ограничениями, в частности, не разрешалось сооружать монастыри, строить храмы можно было только в колониях, но не в городах. Поэтому, храмы и молельные дома зачастую строились на собственные средства колонистов и их силами.

Географическим ареалом размещения католиков-колонистов стал в числе других и район Поволжья. Большая их часть селилась на территории Самарской губернии. Кроме немцев на территории епархии проживали также поляки, литовцы, латыши, армяне, грузины, французы и католики других национальностей. Вся территория епархии делилась на 58 деканатов, из которых Самарский вмещал 11 приходов, в основном - это территории Новоузенского и Николаевского уездов Самарской губернии. Из донесения на имя самарского губернатора за 1891 год следует, что самый ранний католический храм в губернии был открыт в 1807 году в селении Золотурн Панинской волости во имя Святого Франциска Ассизкого. С 1814 года в селе Люцерн действует храм во имя Архангела Михаила, а в 1823 году в селе Обермонжу Екатериненштадтской волости открыт храм во имя Захарии и Анны. Всего на 1891 год в Самарской губернии насчитывалось 11 римско-католических храмов, но ни одного в городе!

Первую попытку добиться разрешения на постройку католического храма в Самаре предпринял самарский купец Егор Никитич Аннаев. Он подал 16 июня 1859 года на имя губернатора прошение о разрешении построить в Самаре католическую церковь: «Исповедуя Римско-католический закон и желая исполнить как собственный обет, так и желание одноверцев моих, я поставил себе в обязанность построить в Самаре католическую церковь на крепостной земле моей и на свой счет, не требуя каких-либо посторонних пособий, обязуюсь приобрести и устроить собственными средствами как церковную утварь, так и церковные принадлежности». Поскольку по закону было еще одно ограничение, обусловливающее наличие не менее, чем сто дворов прихожан, Е.Н. Ананьев отмечает, что «хотя в Самаре нет 100 оседлых римско-католиков, то есть такие, которые бы имели свои дома, однако за нынешний 1858 год значится исповедующих римско-католическую веру в Самаре 125 человек, в уездах 80, всего 205, а проживающих еще больше». К сожалению, приведенные доводы не помогли, и ответ властей гласил: «Постройку в Самаре католической церкви отсрочить впредь до того времени, когда численность населения этого вероисповедания возрастет до цифры, требуемой законом». Е.Н. Аннаев возобновил свои попытки в 1861 году. Инициативу его поддержал Адам Антонович Арцимович, поляк по происхождению и католик по вероисповеданию, с 1860 года - самарский губернатор. Старания принесли долгожданный плод: было получено разрешение на постройку филиальной церкви, чтобы богослужение «отправлялось в оной церкви Оренбургским ксендзом во время его приезда в Самару». Место для постройки было выбрано в 49 квартале Самары, на перекрестке современных улиц Куйбышева и Некрасовской. Землю приобрел Е.Н. Аннаев у мещан Новокрещеновых, Каноновой, Разладской и Зеленовой. Строительным отделением был утвержден проект здания. К 1864 году здание церкви вчерне было построено и должно было быть освящено.

Но… 18 января 1865 года Е.Н. Аннаев выдал дарственную запись на вечное и потомственное владение Самарскому Евангелическо-Лютеранскому церковному обществу выстроенной на собственной земле римско-католической церковью, якобы потому, что большая часть римско-католиков выбыла из города. Николай Павлович Аннаев, внук Егора Никитича, высказал следующую точку зрения: «Власти города не разрешили предоставление [храма] католикам ввиду польского восстания». Так или иначе, 26 сентября 1865 года здание было освящено лютеранами в честь св. Георга. Что касается католиков, то при передаче храма было оговорено условие, что в церкви лютеране должны на случай прибытия казанского капеллана давать место для совершения всех обрядов.

Католическая община продолжала добиваться открытия своего молитвенного дома. В конце концов эти стремления увенчались успехом. 26 мая 1887 года Министерство внутренних дел дало долгожданное разрешение на строительство римско–католического молитвенного дома в Самаре, и 22 июня 1888 года священник Франциск Каревич уведомил епархию в том, что принял приход.

Католики неоднократно обращались к властям с просьбой о бесплатном выделении участка под строительство молитвенного дома. Поскольку решение этого вопроса затягивалось, пришлось поступить следующим образом: «Синдик самарского римско-католического молитвенного дома Иосиф Егорьевич Дочар по просьбе костельного строительного комитета купил на Саратовской улице на свое имя плац 17 сажен ширины и 38 длины, на котором выстроил в эту осень на свой счет двухэтажный деревянный дом 9 сажен длины и 5 ширины, который на известных условиях уступит в собственность римско-католическому приходу. Внизу будет помещаться священник с церковной прислугою, а на верхнем устраивается зал под приходскую каплицу».

Здание (современная ул. Фрунзе, дом 157) было построено и освящено 1 ноября 1888 года с благословения архиепископа Могилевского и, будучи собственностью купца Дочара, было сдано в аренду администрации молитвенного дома г. Самары., а 11 декабря 1890 года было получено разрешение Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД об учреждении в г. Самаре особого римско-католического прихода. В марте 1892 года «Государь Император соизволил разрешить самарскому римско-католическому приходу приобрести принадлежащий купцу Дочару в г. Самара участок земли с возведенными на нем постройками для устройства помещений местной римско-католической церкви и причта оной». Так католическая община г. Самары наконец–то получила собственное здание. Сейчас оно находится сзади костела (ул. Фрунзе, 159). Однако этот молитвенный дом не мог удовлетворять нужды все возрастающей общины.

В течение многих лет продолжался сбор средств на возведение каменного храма. Наконец, к 1900 году была собрана необходимая сумма для начала строительства.

5 марта 1901 года строительным отделением Самарского губернского правления был рассмотрен проект постройки католического храма: «Из плана местности усматривается, что храм предполагается построить внутри 73 квартала 2 части г.Самары по Саратовской улице, на усадебном месте, принадлежащем римско-католической церкви, где в настоящее время существует устроенный с надлежащего разрешения деревянный католический молитвенный дом. Строительное отделение признает, что это место будет удовлетворительным для возведения предполагаемого храма. Обращаясь к самому проекту, строительное отделение находит, что таковой составлен вполне удовлетворительно, приданный фасад приличен, и в то же время, несомненно, будет служить украшением той центральной части города, в которой храм этот будет находиться».

23 июня 1902 г. было освящено место закладки здания католической церкви. Храм возводился по проекту московского зодчего Фомы Осиповича Богдановича, который также является автором проекта римско–католической церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, ныне кафедрального собора в Москве. Строительство велось под руководством самарского архитектора Александра Александровича Щербачева.

Церковь, ставшая украшением города, была освящена 12 февраля 1906 года. Первое богослужение в новом храме совершил Игнатий Иосифович Лапшис, курат самарского прихода в 1904 -1922 гг., а до этого (с 1900 г.) викарный священник.

В старом деревянном здании (бывшем молитвенном доме) разместились приходская гостиница, приют и школа. В это время Самара была наводнена беженцами из западных губерний. Большинство из них на трудное военное время стало частью самарской католической общины. Об этом красноречиво свидетельствуют цифры метрической книги прихода:

1894-1913гг.

1914г.

1915г.

1916г.

1917г.

1918г.

Крещение

100-120 в год

147

215

453

472

431

Брак

20 в год

18

30

77

201

302

Погребение

60-80 в год

126

862

741

269

Самарская католическая община пыталась, насколько это было возможно, облегчить положение беженцев: был образован Комитет по оказанию помощи беженцам под председательством курата прихода Лапшиса (1915 год). Самарское отделение Общероссийского комитета помощи беженцам сообщало об открытии при Римско-католическим обществе приютов для детей беженцев. Кроме беженцев, к католической общине этого времени относились и католики-военнопленные. Именно на их долю приходится четверть всех смертей, зарегистрированных в метрической книге.

В советское время Самарский костел разделил судьбу всех церквей России.

По данным ксендза Клепацкого, численность самарского прихода после революции составляла около 180 человек.

26 декабря 1918 года был заключен вынужденный договор между прихожанами католического церкви и Самарским губернским Советом рабочих и крестьянских депутатов о передаче «в бессрочное и бесплатное пользование» здания церкви с богослужебными предметами». Члены приходской общины Оттон Игнатьевич Высоцкий, Станислав Иустинович Курноза (по нашим сведениям, он был органистом в костеле) и Стефан Сарелла взяли на себя обязательство по сохранению и ответственности за церковное имущество.

В 1922 году все церкви России подверглись изъятию церковного имущества на нужды борьбы с голодом. В списке церквей, из которых были взяты ценности, есть и самарский костел. Состояние церкви в 1922 году подробно описано в рапорте приезжающего из Уфы и исполняющего обязанности самарского настоятеля самарского прихода ксендза Станислава Швегждо: «…взято из самарского костела 1 чаша, 1 дарохранительница, 3 патины, 16 аршин красной фланели, 13 ½ аршин красного сукна, 2 ковра, 1 комод, подсвечников металлических малых 4, подсвечников накладного серебра 2 небольших и 2 больших.. Причем взяты все метрические книги. Костел пока в порядке, за исключением окон, в которых много стекол разбитых. Что же касается костельных домов, то все муниципализированы, причем второй этаж приходского дома, где была польская школа, приведен почти в негодность. Часть стекол в окнах разбита и несколько рам оконных разломаны. Внутренние замки из всех дверей и крючки забраны кем-то, печи испорчены, часть штукатурки отбита, и часть балюстрады лестничной разломана. Вся приходская библиотека и учебники польской школы забраны, равно как и все школьные предметы: лавки, шкафы, столы и т. д.».

Тогда же самарские католики лишились и постоянного священника, так как Игнатий Лапшис, который служил в костеле с 1900 года, тяжело заболел. В 1923 году «обслуживающим римско-католическое общество в Самаре» числился Станислав Швегждо, «имеющий постоянное место пребывание в гор. Пензе». С сентября 1924 года священником был Кунда Владислав Игнатьевич. Число верующих, по разным причинам, сокращается: если под договором 1918 года подписывается 171 человек, то в 1924 году в списке прихожан уже 88 человек, на 21 июля 1925 года – 76, в 1926 году – 70. На общем собрании римско-католического общества 3 апреля 1927 года присутствовало уже 56 человек.

Но в середине 20-х годов процесс закрытия церквей еще не носил массового характера. «Развернутое наступление социализма» на религию и Церковь началось с 1929 года. В 1930 году настала очередь и самарского костела.

"Трудящиеся поляки" г. Самары в числе 189 человек, поселков Новая Павловка и «1 мая» в числе 80 человек, колхоза «Польский труженик » - 34 человека на общих собраниях постановили закрыть польский костел в Самаре и использовать здание под детский театр. Решение трудящихся поляков поддерживают рабочие крупных производственных единиц г. Самары…». Опираясь на подобные «требования», 5 января 1930 года Президиум Самарского горсовета принял решение о закрытии костела. Прихожане начали борьбу за сохранение храма. В крайисполком поступило ходатайство верующих с 146 подписями, выступающих против закрытия. Поскольку оно оказалось безрезультатным, верующие решили опротестовать решение в Москве. Президиум  ВЦИК на заседании 20 июля 1930 года, отмечая «неправильность постановления о закрытии единственного католического молитвенного здания в г. Самаре без предварительного разрешения Президиума  ВЦИК», все же принимает решение: «ходатайство верующих отклонить», и «предоставить для отправления культа другое, соответствующее потребностям культа помещение». Католикам было предложено здание Смоленской часовни на базарной площади, на что представитель общины Иосиф Лункевич ответил категорическим отказом, мотивируя это тем, что «по каноническим правилам молитвенные помещения католиков должны быть специально построены (крестообразно и т.д.) », и, кроме костела, другого помещения в г. Самаре подходящим для молитвенных целей для католиков нет». Иных предложений от властей не последовало.

В связи с закрытием костела община как «римско-католическое общество» была ликвидирована, а католикам пришлось зарегистрироваться как «группе верующих» (в составе 23 человек), которой «административный отдел передал в бесплатное пользование часовенку, что на римско-католическом кладбище по ул. Сызранской».

Так закончила свое существование католическая община г. Самары.

В годы Советской власти в здании католической церкви размещались детский театр, кинотеатр и театральный техникум, клуб строителей. К счастью, за это время здание церкви практически не пострадало, разве, что лишилось крестов на башнях и утратило внутреннее убранство, исчез орган. В 1938 году, в соответствии с духом времени, в помещении католической церкви разместился антирелигиозный музей, а в 1941 году его место занял Областной музей краеведения, остававшийся в католической церкви до 1993 года.

Возрождение католической общины и храма началось с 1991 года. В то время в Самаре действовал польский национальный культурный центр. Часть его членов католического вероисповедания воодушевилась идеей возвращения здания католической церкви и предприняла первые шаги для реализации этого плана.

В конце августа 1991 года в Самару приехал католический священник о. Йозеф Гунчага. По согласованию с руководством краеведческого музея была отслужена первая месса. К этому времени в Самаре уже официально существовала католическая община. В августе 1991 года был составлен протокол учредительного собрания приходского совета, и 11 октября 1991 года отдел юстиции Самарского облисполкома Министерства юстиции РСФСР зарегистрировал устав религиозного объединения «римско-католический приход» по месту жительства прихожанки Галины Александровны Духовской (ул. Куйбышева, 98-5).

22 ноября 1991 года было издано постановление Администрации Самарской области: «Передать освободившиеся культовые здания, ранее занимаемые областным музеем краеведения, в том числе здание бывшего католического костела (ул. Фрунзе, 157) в собственность приходскому совету римско-католической религиозной организации г. Самары».

Официально же первая месса состоялась 24 декабря 1991 года, когда приехавший из Москвы отец Тадеуш Пикус при большом количестве собравшихся совершил Рождественскую мессу.

7 января 1992 года Архиепископ Тадеуш Кондрусевич назначил настоятелем прихода в г. Самаре с правом обслуживания прихода в г. Отрадном о. Тадеуша Бенаша.

2 февраля 1992 года в храме прошла первая экуменическая служба совместно с о. Августином, лютеранским пастором.

9 февраля 1993 года был издан декрет о назначении настоятелем о. Томаса Донахи, ирландца, принадлежащего к ордену салезианцев. Его сразу полюбили за доброту, деликатность, интеллигентность и упорство. С его приездом у прихода появилась квартира для священнослужителей и начался ремонт костела. Благодаря о. Томасу наш храм и приход стал таким, каким мы его сейчас знаем.

Важнейшим событием для прихожан явилось повторное освящение храма, которое состоялось 17 ноября 1996 года с участием Апостольского администратора для католиков латинского обряда Европейской части России архиепископа Тадеуша Кондрусевича, посла Ирландской Республики в России Ронана Мэрфи, бывшего настоятеля о. Тадеуша Бенаша, представителей многих приходов Поволжья.

Многие приходы решением епископа отдавали под окормление разным монашеским орденам, и было принято решение о передаче самарского прихода ордену салезианцев. Епископ Клеменс Пиккель 3 июня 1999 года подписал договор с руководством конгрегации салезианцев в лице инспектора о. Здислава Ведера о передачи прихода в г. Самаре под их опеку.

Многие годы на шпилях храма отсутствовали кресты, которые вновь устремились к небу 31 мая 2000 года.

16 октября 2001 года в Самаре начал свое служение новый настоятель о. Владислав Клоц. В его душепастырской работе помогали сначала о. Йозеф Богуш, затем о. Петрос Петросян и в настоящее время работает о. Александр Самойлов.

18.07.2012

Возврат к списку

печать Наверх