В 50-е годы XIX века в Самару приехало много торговых людей немецкой национальности. Они принесли с собой свою веру с прежней родины. Большая часть из них были лютеране. Один из первых губернаторов Самары был немец и лютеранин: Карл Грот. Он создал в 1854 году первую общину и возглавил ее. Уже 1865 году община насчитывала 112 прихожан.
Изначально церковь Св. Георга строилась как римско-католическая. Русский купец Аннаев Е.Н., католик, пожертвовал деньги на строительство этого храма.
Когда храм в 1863 году уже почти был готов, в Польше, принадлежавшей в то время к России, произошло восстание. Вследствие этого восстания все польское подверглось преследованию, а в то время все католическое понималось как польское. И связи с этими обстоятельствами почти готовая церковь с согласия Е.Н. Аннаева и католической общины была передана лютеранам.
26 сентября 1865 дивизионный проповедник Пундани, посещавший один раз в году общину в Самаре для совершения таинств, освятил храм вместе с пастором Мейером из Симбирска. Благодаря пожертвованиям жителей г. Самары и средствам от лютеранской кассы взаимопомощи, стало возможным достроить церковь.
Итак, община в Самаре имела свою собственную церковь, но не было еще своего пастора. Лишь время от времени ее посещали проповедники Пундани и Керн. И только в июле 1868 г. у общины появился свой собственный пастор: Уроженец Эстонии, прослуживший 8 лет в Омске - Эдуард Иогансен переехал вместе со своей женой и 2-летним сыном Германом-Фридрихом в Самару.
В 1878 году в общине было 300 членов и по официальным государственным данным в Самарской губернии проживало 3,5 % немцев. Многие годы была евангелическо-лютеранская церковь центром духовной и общественной жизни немцев всей Самарской губернии. Так, например, работало общество «Поддержки образования», которое занималось языком и лютеранской культурой. Были организованы свои школы. При церкви работала частная школа и детский сад для детей из немецких семей. Из части пожертвований оказывалась помощь учителям и учащимся.
В 1875 году случился большой пожар в Самаре. Этот пожар не обошел стороной и храм Св. Георга: Он тоже выгорел и не мог быть далее использован.
Тем не менее, церковь смогли быстро восстановить. В ходе строительства добавились еще два флигеля, служащие и по сей день целям общины: пасторат, квартира пастора и дом общины.
До 1924 года община в Самаре работала беспрепятственно в соответствии со своим предназначением: служить Богу и людям. С каждым годом община все больше и больше подвергалась репрессиям, и 5 января 1930 горисполком постановил закрыть в конце концов церковь «по просьбе трудящихся», так было записано в решении. С этого момента церковь более не выполняла своего предназначения. Сначала собирался здесь «Союз безбожников», позже использовали ее под склад. Таким образом, судьба лютеранской церкви Св. Георга г. Самары стала похожей на судьбы многих храмов России. Многие из прихожан были арестованы, а некоторые после начала войны были высланы.
19 августа 1991 г. в Самаре была заново официально зарегистрирована «Евангелическо-лютеранская община». Благодаря усилиям общины, российских немцев и широкой общественности города и области 6 сентября 1991 г. решением горисполкома общине был передан на баланс комплекс Лютеранской кирхи. Незадолго до этого случился пожар внутри храма и над балконом зияла дыра, и балка грозила обрушиться.
21 декабря 1991 г. при минус 21 градусе мороза (отопление в храме не работало) было отпраздновано первое Рождественское богослужение, после более 60-летнего перерыва. Богослужение проводили 21, а не 25 декабря, т.к. пастор приехал из Москвы, и ему предстояло посетить еще несколько общин. Постепенно началось возрождение храма и общины.8 августа 1993 года был заново установлен крест на колокольне нашей церкви, который виден издалека. А 4 сентября 1994 года церковь была освящена после первого ремонта. Постепенно отремонтированы и другие помещения и сегодня почти весь комплекс введен в эксплуатацию и используется. Благодаря приезжавшим и местным проповедникам проводились регулярные богослужения, но тогда только 2 раза в месяц. Настоящий пастор появился только в 1995 году – Фридрих Демке, но он отвечал за 2 больших области: Ульяновскую и Самарскую. Община мечтала о своем пасторе.
С 1997 года В Самаре работают свои «собственные» пасторы, направленные Евангелической Церковью земли Вюртемберг – сначала Рольф Барайс, затем Маркус Шох, Ангелика Дёпманн, а с сентября 2006- Маркус Лайдиг.
Разнообразнее стала жизнь общины. Теперь наряду с воскресными богослужениями для взрослых и детей работают детский, молодежный и женский кружки, детский и церковный хор, проводятся библейские семинары, а также множество различных концертов. Все больше людей проявляет интерес к жизни общины и благодаря этому численность общины растет.
В июне 2003 года в Лютеранской церкви г. Самары зазвучал настоящий механический орган. Это всего лишь второй орган установленный в Самаре, первый находится в филармонии.
Серьезное внимание уделяется социальным вопросам: имеется несколько добровольных помощников, которые посещают больных, одиноких и престарелых, оказывают им помощь по уходу
Лютеранство является одним из направлений христианства и исчисляет свою историю с XVI века, со времен реформации католической церкви, начатой Мартином Лютером. Он подверг критике ряд недостатков церкви того времени, одним из которых являлась торговля индульгенциями, когда за деньги можно было получить якобы отпущение грехов, что по сути своей означало, что милость Бога можно заслужить или заработать. М.Лютер призвал верующих вернуться к тексту Библии. Самым важным для нас лютеран, равно как и для всех христиан, является то, что Бог любит людей, и Он отдал Сына Своего Иисуса Христа на смерть за нас. Иисус Христос совершил этот подвиг для нас, когда мы были еще грешниками и через свою смерть на кресте искупил все наши грехи, тем самым, сделав возможным новое единение с Богом, в котором мы можем прийти к Богу такими, какие мы есть. Любовь Бога и смерть Его, и воскресение Его является великим даром, который мы не можем ничем заслужить, мы можем его только принять с благодарностью через веру. Исходя из этой веры, мы следуем заповедям и учимся любви к ближнему.
При этом важно, чтобы каждый лютеранин сам читал библию и в своих делах и поступках ориентировался на нее. И именно поэтому всем, кто принимает крещение или конфирмируется (становится членом общины), должны быть преподаны основы христианского учения.
Наша община входит в состав «Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и других государствах» и имеет связи и контакты с другими общинами и церквями во всем мире. 19.07.2012