Папа Римский Франциск – о нравственном кризисе модели современного общества

Паломник63:

Ранее мы уже неоднократно писали о первых шагах нового Папы во главе Ватикана. Однако, его недавнее апостольское слово стоит среди всех событий совершенно особняком.

Даже Папа Иоанн Павел II, чей колоссальный духовный авторитет позволял ему произносить неприятные для «сильных мира сего» слова, пожалуй, никогда не был столь откровенен и, вместе с тем, точен в оценках мини-апокалипсисов современного общества.

В принципе, Папа изрек то, что уже достаточно давно очевидно для всех неравнодушных, способных мыслить, умеющих сопоставлять факты и анализировать людей.

Однако, одно дело, когда (пускай даже правильные и точные слова) произносит авторитетный журналист или влиятельный политик - и, совсем другое, - когда мы слышим их из уст главы Ватикана.

В данном контексте совершенно неважно, подготовил ли Папа Франциск столь обширный доклад-анализ самостоятельно, или сделал это с помощью его так называемых спичрайтэров.

Важно то, что возвышая свой голос над заблудившимся миром, Папа публично произносит вслух неудобные для Мира слова и совершенно недвусмысленно, без всякого намека на ложную дипломатию, обозначает позицию Ватикана в своем лице.

Очевидно, Католическая Церковь окончательно поняла, что ей не по пути с так называемой «мировой элитой».

Папа Франциск – о кризисе современного общества

Приводим отрывки из главы под названием «Некоторые вызовы современного мира»

- Мы должны помнить, что большинство наших современников едва перебиваются со дня на день и сталкиваются с тяжелейшими последствиями. Распространяются болезни. Сердца многих охвачены страхом и отчаянием, даже в так называемых богатых странах. Радость жизни часто исчезает, неуважение к другим и насилие растут, и неравенство всё яснее бросается в глаза. Речь идет о борьбе за жизнь, и часто – за жизнь с весьма малым достоинством.

- Мы живем в эпоху информации и знаний, которые привели к новым, часто анонимным видам власти.

- Подобно тому, как заповедь «Не Убий» устанавливает ясный предел, чтобы охранять ценность человеческой жизни, сегодня мы должны обратиться с таким же запретом к экономике отчуждения и неравенства. Ведь эта экономика убивает.

- Как это может быть: смерть пожилого бездомного, брошенного на произвол судьбы, не попадает в новостные заголовки – зато новость, если фондовый рынок теряет два пункта? Это – пример отчуждения. Можем ли мы и дальше стоять в стороне, видя, как еда выбрасывается, в то время как люди голодают? Это – пример неравенства.

- Сегодня всё подчинено законам конкуренции и естественного отбора, и сильные питаются бессильными. Как следствие, массы людей оказываются исключенными и отброшенными на задворки: без работы, без возможностей, без каких-либо спасительных средств.

- Люди считаются «товарами потребления», предназначенными для использования и последующего списания. Мы создали «культуру одноразового пользования», которая распространяется в наши дни. Речь идет уже не просто об эксплуатации и притеснении, но о чем-то новом.

- Отчуждение, в конечном счете, отражается на принадлежности к обществу, в котором мы живем: отчужденные от него больше не являются нижним пластом социума или его периферией, или частью, лишенной гражданских прав, – отныне они даже не часть общества. Исключенные являются не «эксплуатируемыми», а изгоями, «отбросами».

- В этом контексте, некоторые продолжают защищать теории, согласно которым, экономический рост, поощренный свободным рынком, неизбежно приведет к большей справедливости и большему изобилию в мире. Это мнение, которое никогда не подтверждалось фактами, отражает незрелую и наивную веру в совершенство тех, кто владеет экономической мощью, а также в сакральные возможности доминирующей экономической системы.

- А тем временем отчужденные по-прежнему ждут. Чтобы поддерживать образ жизни, который отчуждает других, или поддерживать энтузиазм, устремленный на этот эгоистический идеал, развилась глобализация безразличия.

- В итоге, почти не сознавая того, мы неспособны сострадать протесту бедных, оплакивать боль других людей и испытывать потребность помочь им – как будто за всё это отвечает кто-то другой, а не мы. Культура процветания ослабляет нас; мы взволнованы, если рынок предлагает нам купить что-то новое, а тем временем жизни, чахнущие из-за отсутствия возможностей, кажутся нам всего лишь зрелищем. Они не в силах тронуть нас.

- Одна из причин такого положения дел кроется в наших взаимоотношениях с деньгами. Ведь мы спокойно принимаем их господство над нами и нашим обществом. Текущий финансовый кризис может заставить нас пропустить тот факт, что он берет свое начало в глубоком человеческом кризисе – в отказе от первенства человека!

- Мы создали новых идолов. Древнее поклонение золотому тельцу вернулось в новом, безжалостном облике идолопоклонства перед деньгами и диктатурой безличной экономики, которой недостает подлинно человеческой цели. Мировой кризис отражается на финансах и экономике, раскрывая их дисбаланс, а главное, отсутствие реальной заботы о людях. Человек низводится лишь к одной из своих нужд – к потреблению.

- В то время как доход меньшинства растет по экспоненте, так же растет пропасть, отделяющая большинство от процветания, которым наслаждаются счастливые немногие. Этот дисбаланс – результат идеологий, которые защищают абсолютную автономность торговых площадок и финансовых спекуляций. В результате они отвергают право государств, отвечающих за соблюдение общественной пользы, на реализацию какой-либо формы управления.

- Таким образом, рождается новая тирания, невидимая и часто виртуальная, которая односторонне и неуклонно насаждает свои собственные законы и правила.

- Долг и накопление процента также мешают странам реализовывать потенциал своих экономических систем и препятствуют гражданам использовать свою реальную покупательную способность.

- Ко всему этому мы можем добавить широко распространенную коррупцию и корыстное уклонение от налогов, которые приняли всемирные масштабы.

(Например, в России теневой коррупционный оборот , по оценкам Reuters, достигает 43,8% ВВП – прим.)

- Жажда власти и собственности не знает границ. В этой системе, которая имеет тенденцию пожирать любую преграду на пути увеличения прибыли, всё, что хрупко – как, например, окружающая среда, – беззащитно перед интересами обожествленного рынка, который становится единственным властителем.

- Сегодня повсюду раздаются призывы к большей безопасности. Однако пока не будет дан обратный ход отчуждению, а также неравенству в обществе и между народами, устранить насилие невозможно. Бедные и беднейшие народы обвиняются в насилии, а между тем, в отсутствие равных возможностей, различные формы агрессии и конфликта всегда найдут плодородную почву для роста и в конечном счете приведут к взрыву.

- Когда общество – местное, национальное или глобальные – готово оставлять какую-то свою часть на задворках, никакие политические программы или ресурсы, потраченные на системы правоприменения или контроля, не смогут навеки гарантировать спокойствие. Это невозможно, не просто потому, что неравенство провоцирует яростную реакцию у исключенных из системы, но потому, что социально-экономическая система несправедлива в своем корне.

- Как доброта имеет тенденцию распространяться, так же терпимость ко злу, коим является несправедливость, имеет тенденцию расширять свое губительное влияние и втайне подрывать любую политическую и социальную систему, независимо от того, насколько прочной она представляется. Если у каждого действия есть свои последствия, то у зла, встроенного в структуры общества, есть постоянный потенциал распада и смерти.

- Это зло кристаллизовано в несправедливых социальных структурах, которые не могут служить основой для надежды на лучшее будущее. Мы далеки от так называемого «конца истории», поскольку условия для жизнеспособного и мирного развития еще не были адекватно сформулированы и поняты.

- Современные экономические механизмы способствуют чрезмерному потреблению, и все же очевидно, что необузданная защита прав потребителей в сочетании с неравенством наносит двойной ущерб социальному устройству. Неравенство, в конечном счете, порождает насилие, а обращение к оружию не может и никогда сможет дать решение. Это лишь придает ложные надежды тем, кто требует большей безопасности, хотя в настоящее время мы знаем: вместо того чтобы обеспечивать решения, оружие и насилие создают новые, более серьезные конфликты.

- Некоторые просто ублажают себя, обвиняя бедные и беднейшие страны в их проблемах. Развлекаясь необоснованными обобщениями, они утверждают, что решение – в «образовании», которое успокоит их, сделав послушными и безвредными. Всё это становится даже более невыносимым для отверженных, в свете широко распространенной коррупции, глубоко укоренившейся во многих странах – в их правительствах, фирмах и учреждениях – безотносительно политической идеологии их лидеров.

Главные выводы апостольского обращения Папы

В ходе доклада Папа Франциск вновь сформулировал то, что очень хорошо известно уже давно, но, похоже, современное общество нуждается в повторении этих истин вновь и вновь:

- За всем этим отношением скрывается неприятие нравственности и неприятие Бога. Нравственность теперь рассматривается с некоей презрительной насмешкой. Она воспринимается как нечто контрпродуктивное, слишком человеческое, поскольку делает деньги и власть относительными. Она кажется угрозой, поскольку осуждает манипуляцию человеком и его унижение.

- В действительности, нравственность ведет к Богу, который требует преданного отклика, лежащего за пределами категорий торговой площадки. Когда эти категории абсолютизируются, Бог может рассматриваться только в виде чего-то неподконтрольного, неуправляемого, даже опасного – ведь Он призывает людей к полной самореализации и к свободе от всех форм порабощения.

- Нравственность – неидеологическая нравственность – позволила бы внести баланс и создать более гуманный общественный строй. Имея это в виду, я поощряю финансовых экспертов и политических лидеров к тому, чтобы они обдумали слова одного из мудрецов старины: «Не разделять богатство с бедными – значит обкрадывать их и забирать у них средства к существованию. То, что мы имеем, – это не наше собственное достояние, но их».

- Деньги должны служить, а не править! Папа любит всех, богатых и бедных наравне, но он обязан от имени Христа напомнить всем, что богатым следует помогать, уважать и поддерживать бедных. Я призываю вас к щедрой солидарности и возврату экономики и финансов к нравственному подходу, который благосклонен к людям.

Паломник63:

В хорошо известном фильме «Игры Разума» есть эпизод, когда совсем молодой еще математик, будущий профессор Нэш, посещаемый очередным озарением, произносит фразу о том, что «Адам Смит устарел», а его приятели по-дружески смеются над очередным чудачеством. Это происходит в 50-е годы минувшего века.

Дальнейший ход человеческой истории полностью подтверждает эту (неочевидную тогда еще) истину. Адам Смит, самый известный идеолог и теоретик рыночной экономики, то есть – принципов свободного рынка, постоянной конкуренции, служащей на благо всем – производителям, потребителям, государству – едва ли мог предвидеть на практике истинные последствия провозглашаемого им рыночного капитализма.

На самом деле (и слова Папы это очень хорошо иллюстрируют) ни о каком «всеобщем благе» сегодня говорить не приходится. Не только в России, с ее колоссальным имущественным неравенством, но и в более благополучной (экономически и политически) Америке – где, по данным Washington Post, 5% населения владеют 74,2% всех богатств страны.

Полностью соглашаясь с тезисами Папы Франциска, влиятельное американское издание отмечает целый ряд фактов:

- Уровень депрессии в последние годы растет быстрыми темпами даже в развитых государствах;

- Распространение ВИЧ по-прежнему никак не удается остановить;

- СМИ, действительно, гораздо больше внимания уделяют финансовым рынкам, а не общечеловеческим вопросам;

- В США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии потребители выкидывают половину фруктов, овощей и морепродуктов, в то время, как миллионы людей живут впроголодь;

- Например, только в Индии и странах Африки южнее Сахары более 700 миллионов человек живут на менее чем $1,25 в день, по определению Всемирного банка это - крайняя нищета;

- Внешне благополучные страны Южной Европы, такие как Испания, Греция и даже Италия страдают от бремени высоких долгов.

Основной вывод Washington Post заключается в том, что новые тираны современности – это пять крупнейших мировых корпораций, которые производят бóльшую часть окружающих нас вещей.

P.S. от Паломник63:

Интересно, что капитализм исторически считался своеобразным эволюционным звеном на пути к более справедливому социализму. Это должно было произойти тогда, когда общество, что называется, «дозреет» до более высокой ступени развития.

В реальности, даже в самых экономически благополучных странах, - таких, как Швейцария, Австрия, Германия, Швеция, Австралия, Канада, Норвегия – где социализм никогда не провозглашался, но был негласно почти построен – сегодня наблюдается не дальнейшее развитие, а возвращение к более неблагополучным (во всех смыслах!) временам.

Священник Павел Адельгейм однажды сказал, что справедливость – низший порог Любви. Но, в обществе, где не приходится говорить даже о справедливости, а деньги перестали являться честным и адекватным способом оценки труда, нет никакого смысла говорить не только о возвышенной христианской Любви, но и о построении социалистического социума.

В этих условиях Католическая Церковь не пытается уйти от реальности «тленного мира», а предельно откровенно (устами Папы) формулирует корень неподъемных проблем современного общества.

Неподъемных – без помощи Бога.

Думается, Римский Папа Франциск уже вошел в Историю…

Видео-приложение

Папа Франциск – о тирании капитализма

04.12.2013 Новости МИРОВЫЕ

Возврат к списку

Наверх