Успенский Пост

Несколько слов об Успенском посте

14 августа, в первый день поста, празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В народе этот день называют «Медовым Спасом» — в конце литургии совершается освящение меда нового урожая, а православные хозяйки по традиции пекут постные блины со свежим медом.

19 августа отмечается один из самых важных и любимых праздников Православной Церкви — Преображение Господне. Накануне служится Всенощное бдение. После заамвонной молитвы на Литургии в этот день освящаются плоды нового урожая — виноград (первые плоды шли на вино для Евхаристии) и в районах, где он не вызревает, яблоки. Существует традиция соблюдать так называемый «яблочный пост» — не есть новых яблок и винограда до освящения. В день Преображения Господня на трапезе разрешается рыба.

27 августа вечером совершается Всенощное бдение накануне Успения Пресвятой Богородицы, когда выносится для поклонения убранная цветами Плащаница Божией Матери, а 28 августа вечером или 29 утром — утреня с чином Погребения Плащаницы. Эта служба составлена по подобию утрени Великой Субботы, поэтому Успение иногда называют «Второй Пасхой», тем более, что сам праздник знаменует победу над адом, подобно Воскресению Господню. Пречистая Дева Мария стала вторым в новозаветной истории Человеком после Спасителя, избежавшим тления — Она была взята Своим Божественным Сыном на Небеса с телом.

Богословский комментарий

Протоиерей Рустик Гузь, настоятель Храма Пантелеимона-Целителя на Сухой Самарке:

«Самое главное в посте - борьба со страстями, а телесное воздержание – это лишь о дно из её условий. Аскеза - это только средство, а цель — любовь и самообладание. Очень важно найти свою меру в телесном посте (то же самое и для молитвенного делания!), поскольку искусственное завышение своей планки возможностей приводит к надрыву и охлаждению к духовной жизни (а это происходит из-за гордости, самомнения и осуждения).

О сути и цели поста, а также места в нём аскезе очень хорошо сказал преп. Иоанн Лествичник:

—Не постился я, говорит Давид, не бдел, не лежал на голой земле: но «смирился, и спас меня Господь» вскоре (Пс.114:5)» (Лествица).

Конечно, страсть раздражительности вылазит наружу во время поста одна из первых. Здесь требуется внутреннее терпение страсти (её сокрытие), молитва за тех на кого мы раздражаемся, самоукорение и слёзная покаянная молитва, размягчающая сердце. Ничто не приносит нам более смирения, как терпение обид, прощение обидчиков и молитва за них.

Самое главное помнить: нужно ограничивать себя только в том, что мешает духовной жизни».

Пост угоден Богу?

Богу угоден не наш пост, а плоды поста (при условии, что мы постимся в должном умонастроении, с милостыней и молитвой, не просто соблюдая диету).

1) Мы постимся не для того, чтобы получить, что мы хотим, но чтобы подготовить себя к получению того, что хочет дать нам Бог.

2) Цель пощения – сделать нас более похожими на Марию, сестру Лазаря, и менее похожими на их сестру Марфу, которая в известном отрывке волновалась и беспокоилась о многом.

3) Пост задуман для того, чтобы привести нас к осознанию «единого на потребу». Он должен помочь нам поставить Бога на первое место, а наши желания на второе, если не на последнее.

Как таковой, он помогает нам приготовиться к тому, чтобы быть орудиями Божией воли: таким образом постился Моисей во время побега из Египта и на горе Синай, точно так же как постился наш Господь в пустыне. Пост отвлекает нас от самих себя и обращает к Богу.

4) Соблюдение Успенского поста помогает нам уподобиться Богородице, послушной рабе Господней, Которая услышала Его слово и сохранила его лучше, чем кто-либо когда-то это делал или мог сделать.

(Из приходского листка святого Иоанна Крестителя Антиохийской Православной Церкви).

УСПЕНСКИЙ ПОСТ И ПРАЗДНИКИ ВО ВРЕМЯ ПОСТА (Видео)

14.08.2013 Новости РОССИЙСКИЕ

Возврат к списку

Наверх