О чем гласят Деяния Святых Апостолов
Согласно книге Деяний святых апостолов, Иисус после Своего Воскресения в течение сорока дней являлся им и говорил о Царствии Божием, а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться, сказав: «вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым».
Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую. Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его и стали спрашивать: «не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?»
Спаситель же сказал им:
«не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедовать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».
Сказав это, Иисус Христос, подняв руки Свои, благословил учеников Своих; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их.
Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: «мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо».
После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя.
Богословские Комментарии
Вознесение Христово по сути , завершает Первое Пришествие Спасителя в наш Мир. Как известно, Христос во всем уподобился человеку, кроме греха. Это значит, что Его земные страдания, равно как и искушения, были аналогичны чувствам ветхозаветных людей. Отмечая диалектическую природу личности Христа- Божественную и человеческую, профессор А. И. Осипов в своей лекции подчеркивает:
”Если всецелое обожение человеческой природы воплотившегося Бога, то есть спасение наступило уже в момент боговоплощения, то теряется искупительный смысл всей дальнейшей жизни Спасителя: Его крещения, искушения в пустыни, гефсиманского борения, распятия, воскресения и вознесения, а сошествие Святого Духа предстаёт лишь формальной отсрочкой, но только непонятно какого события....На самом деле, человеческая природа Христа была свободна от всех видов грехов (первородного, родового и личных), но Он добровольно воспринял состояние нашей падшей в грехопадении природы (которая проявлялась естественным образом). Именно это, по мысли свят. Григория Богослова и было приманкой для дьявола и смерти. Дьявол как хищная рыба проглотил человеческую плоть Христа и попался на острие Божественной природы. В этом состояли как «Божественная хитрость», так и «механизм» спасения”.
Епископ Венский Иларион (Алфеев) подробно и доступно разъясняет саму суть Вознесения Христова в одной из своих проповедей:
“В день Вознесения завершается сорокадневное празднование Пасхи. В течение сорока дней мы вспоминали Спасителя, Который по воскресении Своем многократно являлся ученикам, чтобы укрепить их в вере и удостоверить в истинности Своего воскресения. Являясь им, Он показывал им раны на Своих руках и ногах, на Своем теле. Являясь им, Он разделял с ними трапезу, беседовал с ними о Царствии Божием, и готовил их к пришествию Утешителя, Духа истины.
Последние годы жизни Христа прошли перед глазами учеников. Они были свидетелями Его крестного страдания и смерти, они удостоверились в истинности Его Воскресения. Но, даже после Его Воскресения они не могли понять, в чем был смысл всего происходившего. И в один из дней, когда Господь вновь явился им, - они спросили: "Не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю?" (Деян. 1:6). Ученики все еще жили надеждой на то, что Иисус станет земным властителем, царем Израильским. И только когда, на сороковой день по Воскресении Своем, Господь, придя с ними в Вифанию и благословив их, стал возноситься на небо, они, наконец, поняли, что речь идет вообще не о восстановлении земного царства, а о том, что Господь призывает их, а вместе с ними и всех нас, в Свое Небесное Царство. Речь идет о том, что Господь открывает новый путь, по которому никто из людей никогда еще не восходил.
В богослужебных текстах праздника Вознесения Господня говорится о том, что взойдя на небо и воссев одесную Бога Отца, Христос "спосадил" на престоле Божием человеческое естество. Он вернулся туда, откуда был послан, но не покинул эту землю: Он остался со Своими учениками в Церкви, которую основал, в Евхаристии, которую после Его смерти и воскресения Его ученики совершали еженедельно в воспоминание о Нем. Он остался в том Утешителе, Духе Святом, Которого Он послал Церкви, и Дух этот до сих пор пребывает с нами, входит в сердца наши и дает нам ощущение и чувство новой жизни. Чтобы даровать Его нам, Господь прошел через страдания и смерть.
И мы сегодня, в праздник Вознесения Господня, слыша о ранних днях Церкви Христовой и о том, как начиналась апостольская проповедь, ощущаем, что все это имеет самое прямое отношение к нам, потому что и мы вовлечены в историю спасения, потому что и для нас Господь открывает Своим вознесением врата Царствия Небесного, и к нам обращает Он все те слова, притчи, заповеди и наставления, которые обращал к апостолам, и нас, как апостолов, призывает идти в мир и проповедовать Его смерть и воскресение. Как говорит апостол Павел, всякий раз, когда на Евхаристии мы принимаем Тело и Кровь Христовы, мы тем самым возвещаем, исповедуем смерть и воскресение Господа.
И мы приходим в Храм Божий, чтобы здесь духовно укрепиться, чтобы почувствовать близость и присутствие Божие, чтобы ощутить, что Господь, вознесшийся на небо, неотступно пребывает вместе с нами. Но мы приходим сюда еще и для того, чтобы получить силы для нашей миссии на земле, для нашего служения, а служение у каждого из нас одно и то же - служение апостольское. Мы приходим сюда для того, чтобы Дух Святой, Которого Господь послал от Отца, укрепил нас, вошел в сердца наши, обновил духовно наш разум, наше сердце, наши чувства, чтобы Он сделал нас апостолами, как сделал ими простых галилейских рыбаков”.
История о Вознесении
Протоиерей, православный писатель и миссионер Александр Авдюгин в одном из своих рассказов поведал интересную историю из личного пастырского опыта.
Как-то в канун праздника Вознесения Господнего (или в сам праздник) рассуждал я с амвона церковного о «Богооставленности». Причины ее определял, святоотеческие высказывания приводил, выводы формулировал и нравственно-православную оценку выставлял.
После проповеди в алтарь зашел удовлетворенный и даже отчасти восхищенный своей возросшей богословской «мудростью». Хотя, как всегда, лишь после завершающего «аминь» вспомнил, что вот «то-то» не сказал, а «вот этого» не подчеркнул.
Служба закончилась. Все к кресту подошли. Затем со старостой мелкие вопросы разрешили…Снял я облачение и домой засобирался. Уже выходил из храма и вдруг меня окликают. Тихим таким, извинительным голосом.
— Батюшка Александр?!
Оборачиваюсь — одуванчик наш, бабушка Анна. Я ее и не заметил, что она в храме осталась.
Удивился несказанно. Да никогда такого не было, чтобы Анна ко мне лично, кроме как на исповеди, обращалась. Мало удивился, дальше было уже потрясение, так как следующие слова ввергли меня в полный ступор:
— Хочу вам сказать, батюшка, что вы не правы были в проповеди своей.
Нет. Я не хочу утверждать, что меня не поправляли и со мной всегда соглашались раньше. Среди прихожан были и есть такие, кто любое мое слово отвергает, в штыки принимает и поспорить любит по каждому поводу. Но чтобы Анна решилась со мной не только заговорить, но даже покритиковать, это было выше понимаемого.
Первые мысли, естественно: это чего же я такого ляпнул? Вторая, не менее удивленная: почему никто слова не сказал, а Божий одуванчик в разряд ревнителей записался?
Воззрился я несказанно удивленным взглядом на Анну, а она ласково так, сочувственно и с такой любовью в голосе, которую я ни от кого из прихожан не слышал, говорит:
— Вот вы, батюшка, сказали, что оставляет нас Господь и плакать мы все должны из-за этой Богооставленности… А ведь это не так.
— Как так, не так? — удивился я.
— Это он апостолов на десять дней оставил, а нас не бросает.
Пока я собирал в уме возражения и составлял предложения, Анна продолжила:
— Вот я, дорогой батюшка, всегда на Вознесение причащаюсь, то есть самого Бога принимаю, правильно?
— Конечно, правильно, — естественно ответил я.
— Значит, вместе с Ним я и возношусь, — подытожила Анна.
Мне сказать было нечего. Тем более, что наш Божий одуванчик тут-же пригорюнился и добавила:
— Мне вот апостолов жалко. Целых десять дней без Бога. Бедненькие…
Постскриптум
Поэтесса Вероника Тушнова (ее перу принадлежит и стихотворение «Не отрекаются, любя») однажды сочинила стихи «А знаешь, все еще будет». Их взяла Алла Пугачева для одной из самых популярных своих песен эпохи 80-х. Вполне светская история о советской эстраде. Но, если вдуматься в смысл стихов…
Понимаешь, все еще будет!
В сто концов убегают рельсы,
самолеты уходят в рейсы,
корабли снимаются с якоря...
Если б помнили это люди,
чаще думали бы о чуде,
реже бы люди плакали.
И в финале:
Улетаешь?
Лети, пожалуйста...
Знаешь, как отпразднуем
Встречу!
Ни один худсовет в те годы так и не смог догадаться о потаенном христианском смысле этих строк. Ведь точно так же, как в Писании, все происходит и в нашей жизни: встреча становится радостью, затем превращается в расставание, но само восприятие неизбежной разлуки у христиан принципиально разнится с неверующими людьми. Вознесение Господне пожалуй, лучший пример для всех нас. Ибо понятная горечь от расставания с земным обликом Спасителя перерастает в огромную, неподдельную радость от предвкушения встречи с Ним и «жизни будущего века».
Более того, прощальная страница Евангелия совсем не так печальна. Она наполнена не плачем разлуки и не прощальными словами. Скорее, Христос отрицает Свой уход, предупреждает, чтобы Его не считали отсутствующим:
«Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).