Прямая Речь
—Если говорить о роли монашества и роли Афона, то она очень велика, потому что монашество в Церкви — как некий краеугольный камень, как колонна, на которую опирается конструкция. Почему? Потому что монахи оставляют все в этом мире, отказываются от того, что дорого и желанно абсолютному большинству людей, и делают это ради одной цели: чтобы полностью посвятить себя Богу через молитву, через созерцание, через добрые дела, через изучение богословия. Именно поэтому монашество всегда было источником для пополнения церковных кадров, включая самые высокие должности в Церкви. Эта традиция восходит к глубокой древности, она эффективно работает и сегодня.
—Когда приезжаешь на Афон, понимаешь важность монашества для всей Православной Церкви и особенно осознаешь значение Святой Горы. Святая Гора Афон представляет собой полуостров, но и в переносном смысле она тоже полуостров — полуостров Византии, то, что сохранилось от Византии и дошло до XXI века.
—Но поскольку монашество афонское не изолировано от мира, это не остров и не археологический музей. Афон связан с современной жизнью, не являясь изолированным островом. Исторически и географически Афон является полуостровом, у него живая связь с современным обществом, и благодаря этой связи духовные импульсы афонского монашества воспринимаются очень многими людьми.
—Я могу судить по нашим людям, например, в России, Украине… Я могу говорить о тех, кто еще вчера не мог себя назвать православным, но сегодня через опыт соприкосновения с Афоном стал православным человеком со всеми вытекающими отсюда последствиями, то есть взятием на себя определенных обязательств по отношению к окружающему миру и людям.
—Афон действительно является источником духовной силы для православного монашества. Для России так сложилось исторически, потому что через Афон мы получили наше монашество, обрели очень много с точки зрения духовного опыта. Сегодня эта роль Афона становится все более значимой, убежден Патриарх.