Пастырь, опередивший Время
Отец Александр, во многом, опередил свое время. Безусловно, апогеем его пастырской деятельности стал так называемый период «перестройки» в СССР. Иногда даже казалось, что вся его предыдущая жизнь была лишь тщательным приготовлением к ее последним нескольким годам.
В те самые годы (середина-конец 80-х), когда искренняя жажда знания и понимания Христианства возросла многократно, а Интернета, изобилия книг и даже достойных церковных газет еще не было и в помине, отец Александр стал человеком, бескорыстно дающим Свет Христов окружающим людям—через живые проповеди, лекции, разговоры с прихожанами, а в самые последние годы жизни и на телевидении (его книги в те годы еще не издавались).
Как известно, это был период «восторженного неофитства» в христианской среде нашей страны, закат явно ослабевшей—и финансово, и идеологически—Советской империи. Как раз тогда случился короткий «медовый месяц» Церкви с интеллигенцией. В том числе потому, что лучшие представители и той, и другой считались «диссидентами совка», пускай это диссидентство и имело совершенно разные корни—нравственные, идеологические, политические—и т.д.
Отец Александр опередил свое время еще и по той причине, что так и не был понят современниками — да и сегодня его пастырская деятельность нередко получает кардинально противоположные оценки в православной среде.
Как и на любую абсолютно неординарную личность, окружающие люди пытались повесить на него разные ярлыки. Отца Александра называли то «пастырем для интеллигенции», то «церковным диссидентом» и «либеральным модернистом» — а порой даже и «священником, самонадеянно впавшим в прелесть умственных ересей».
Конечно, ни одно, ни другое, ни третье не являлось даже слабым отображением истинного портрета отца Александра.
Очень точный срез личности батюшки дал протоиерей Владимир Архипов — клирик Сретенского храма в Новой Деревне, в которой в последние годы жизни служил выдающийся проповедник:
—На самом деле, ему был дорог любой человек, которому был нужен Христос. И если он усматривал хоть малейшее движение в сторону Христа в местном сельском жителе, он был безумно рад и благодарен этому человеку, и человек всегда замечал эту реакцию. Напротив, когда прихожане из такой городской среды приходили с некоторым апломбом, он внутренне очень сокрушался и горевал. Христос стучался в сердце любого из этих интеллигентов. А он, кроме своего собственного стука, ничего не слышал.
—Другое дело, что отец Александр в определенный момент понял, что интеллигенция не может быть брошенной, что у него есть возможность достучаться. Я предполагаю, что ему это было как-то открыто свыше:
«Обрати внимание на этих людей — брошенных, самовлюбленных, эгоцентричных. Попытайся сделать из них христиан. Стучись к ним. Они тоже Мои люди».
И отец Александр, умея обратиться к людям совершенно разного интеллектуального и духовного уровня, пошел к ним, хотя никогда не был «священником для избранных».
Богословское наследие
Брат священника Павел Вольфович Мень, выступая в день памяти отца Александра 9 сентября 2012 года, исчерпывающе точно рассказал о творческом наследии пастыря.
Павел Вольфович напомнил, что отец Александр прочитал более двухсот лекций по различным богословским темам, воссоздал Российское Библейское общество и т.д. При этом в СССР не было издано ни одной (!) его книги. Его работы выходили только за рубежом:
«Всего им было написано 19 книг, плюс комментарий на Евангелие от Марка, — рассказал Павел Вольфович. Причем, все его труды были направлены на все слои населения. Его творчество было структурно замыслено так, чтобы охватить как можно более широкий круг читателей».
(Кстати, это еще одно наглядное опровержение мифа об отце Александре, как о «священнике исключительно для интеллигенции»).
Главной книгой отца Александра Павел Мень назвал работу «Сын Человеческий», которую он редактировал всю жизнь.
Но особое значение Павел Вольфович признает за шеститомным трудом «В поисках Пути, Истины и Жизни», представляющим из себя историко-религиоведческое исследование по дохристианским верованиям во всем мире.
«Сейчас электронные средства информации фактически весь охватили весь земной шар. Обратите внимание: отец Александр до этого времени не дожил, но его предвидение — что человечество идет к тому, чтобы чувствовать свое единство, чтобы ощущать различные пути к Богу».
«В поисках Пути, Истины и Жизни» — это ответ человечеству, для каждого христианина — его взгляд на другие религиозно-философские системы, на другие пути к Богу, которые тоже претерпевают изменения. Он показывал в своей последней лекции в Общедоступном университете, что христианство завершило эти поиски».
Павел Мень обратил внимание слушателей на диалогичность тона работ отца Александра: он не был категоричен, чем и помогал своему читателю и слушателю разобраться в серьезнейших мировоззренческих проблемах.
«Очевидно, что эта способность к диалогу для сегодняшней церковной жизни особенно актуальна — во многом нынешний обыватель так же далек от Церкви, как и человек конца советской эпохи, но ему, «перекормленному» скандальными околоцерковными новостями, нужен не столько проповедник, которому он подсознательно не доверяет, сколько собеседник, который может с ним просто и на равных поговорить о Христе»…
Комментирует настоятель храма преп. Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде, священник Виктор Григоренко:
— Сейчас, когда основные труды отца Александра получили гриф Издательского совета РПЦ (кстати, спрашивайте в церковных лавках!), настоятели храмов смогут предлагать его книги у себя на приходах без оглядки на рекомендации «старцев». Уверен, что наследие отца Александра будет востребовано не только в интеллигентской среде, но и среди самых обычных прихожан, особенно тех, кто делает первые шаги в Церкви. Ведь его книги были написаны очень доступным языком и обращены к современникам, ищущим Смысла жизни.
—Он был человеком Церкви и остается им сейчас. А «доброжелатели», не вмещающие широты его взглядов, и «поклонники», готовые сотворить из него кумира, всегда были.
—Важно, что между этими двумя немногочисленными группами находится огромное количество людей, любящих Бога и стремящихся к Нему, находящихся в Церкви Христовой и идущих к ней, — тех, для кого отец Александр жил и умер. Труды отца Александра всегда будут современны, и жизнь подтверждает это. На сегодняшний день общий тираж его книг составляет более семи миллионов экземпляров, многие из них переведены более чем на двадцать языков мира.
Видео-приложение
Отец Александр Мень был очень одаренным проповедником, — это знают все, кто его слышал при жизни или в записи. Равнодушных он не оставлял…
Вечные вопросы (телепередача с участием А. Меня)
Встречи с прихожанами: Библейское понимание личности, часть 1
Библейское понимание личности, часть 2