Предыстория
Эпопея со строительством нового храма в Самаре длилась несколько лет, натолкнувшись на многочисленные бюрократическо-антиклерикальные препятствия. Что неудивительно: Воронежские озера относятся хоть и к спальному, но весьма популярному для досуга району города. Досуг этот заключался в изобилующих вокруг пивных ларьках и коммерческих палатках с пластиковыми столиками и стульями под хрипловато-агрессивный так называемый «шансон». Разумеется, возведение храма в данный «культурный контекст» никак не вписывалось.
Интересно, что препоны для строительства придумывались самые разнообразные: от банального спора собственников до весьма экзотической версии об археологическом памятнике «Воронежские озера». На самом деле, как свидетельствуют историки и археологи, никакого археологического памятника здесь не существует. После войны тут фактически был пустырь, на котором располагалась воинская танковая часть. А в начале 1970–х это место было перепахано под строительство микрорайона. Сам пустырь тоже претерпел изменения и рекультивацию, на нем располагалась свалка грунта, были построены дамбы для озер. На том месте, где сегодня уже стоит фундамент храма, в середине 1980–х был отлит бетонный остов фонтанной чаши.
Однако, несмотря на сумму всех очевидных аргументов и желание большинства жителей близлежащих домов видеть рядом новый храм, споры хозяйствующих субъектов не стихали более года, включая публичные слушания и даже историко-культурную экспертизу. Затем вопрос рассматривался в городских органах власти-Думе и администрации. Наконец, в первой половине 2013 года, все хозяйственно-бюрократические нюансы были улажены.
Молебен в День Святой Троицы
23 июня 2013 года митрополит Самарский и Сызранский Сергий в сослужении многочисленного духовенства и при большом стечении народа совершил молебен и закладку памятной капсулы на месте строительства нового Троицкого храма на Воронежских озерах города Самары.
Теперь у местных жителей, изрядно подуставших от царящего здесь до недавних пор алкогольно-шансонного безумия, появилась надежда, что расположенный в живописном, но экологически запущенном уголке областной столицы, православный храм станет истинным гарантом чистоты и порядка, островком безопасности и красоты в этом излюбленном месте отдыха горожан.
Для удобства самарцев храмовое здание не будет окружено церковной оградой. Сам же храм будет небольшим по размеру, но очень красивым, восходящим к лучшим образцам традиционной русской церковной архитектуры.
«Пусть Невечерний Свет Живоначальной Троицы вечно озаряет лице земли нашей и проникает в сердца жителей», - пожелал владыка Сергий многочисленным собравшимся и преподал им свое архипастырское благословение.
Прямая Речь
Протоиерей Рустик Гузь, настоятель Храма св. Пантелеимона Целителя на Сухой Самарке:
«Понятно, что рассматривать произошедшее событие можно в юридическом поле, но нельзя не заметить как спор быстро оброс религиозно- политическим и идеологическим контекстом, что не может не вызывать обеспокоенности. Атеисты, неоязычники, постгуманисты и сектанты, недовольные фактическим статусом РПЦ, поднимают свою голову. В связи с чем, мне бы хотелось сейчас дистанцироваться от темы конфликта «коммерческих» интересов к Воронежским озёрам, а только лишь затронуть сугубо духовный аспект проблемы.
На мой взгляд, создаётся опасный прецедент в наступлении на Церковь. От публичной порки священнослужителей и разговоров о юридической незаконности строительства, речь в Интернет-дискуссиях плавно переходит на то, что этот «коммерческий проект» не угоден Богу, церковники творят беспредел, настраивают кругом свои храмы, как пивные ларьки, захватывают земельные территории, обогащаются, пытаются нас вернуть в тёмный 19 век и многом другом в духе махровой советской антицерковной пропаганды.
Чем опасны такие экстремистские обсуждения столь деликатной темы? Если вспомнить пережитое нами разрушение православных храмов, объяснять о последствиях спровоцированной СМИ грязной пиар-кампании, надеюсь, излишне. К слову, можно вспомнить и относительно недавнее убийство священника Даниила Сысоева, в деле которого не исключается версия «разборок» за дорогую московскую землю. Поэтому совершенно очевидно, что если мы хотим сохранить духовность, которая также зависит и от общественного авторитета Церкви, необходим скорейший переход разговора со страниц ангажированной прессы в русло конструктивного диалога власть предержащих. Те, кто организовали травлю настоятеля храма Святой Троицы и дискредитируют Самарскую епархию, к сожалению, не отдают себе отчёт в опасности разжигания в обществе антицерковной агрессии. Увлекаясь борьбой за свою правду (а кто-то и за свои интересы!), они наносят большой вред. Нет, не столько репутации Церкви, столько делу духовно-нравственного возрождения, которым Русская Православная Церковь добросовестно занимается. А без этой кропотливой социальной и духовно-патриотической работы Церкви у Росси нет и не будет будущего. Так против кого воюют некоторые господа?»