К 60 – летию Бориса Гребенщикова

К 60 – летию Бориса Гребенщикова

27 ноября свой юбилей отметил лидер и основатель группы «Аквариум» Борис Гребенщиков. В данной статье Паломник63 попытается рассмотреть его многосложную личность без двух крайностей - фанатского восторга и «ультра-православной» предвзятости…

Паломник63:

- Как известно, «Аквариум» — это не рок-группа, а образ жизни.

Так начинается предысловие к новой книге «Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова».

На самом деле, «Аквариум» не может быть ни образом жизни, ни образом мыслей ни для кого. Даже, для самого БГ.

«Аквариум», тем более, никогда не являлся и не претендовал на роль «философского трактата», «музыкальной библии» или «книги ответов» на вечные вопросы.

«Аквариум» – собеседник для живого, неравнодушного ума. Это не беседа с «гуру», знающим Ответы.

- Прежде чем называть кого-то «гуру», неплохо спросить для начала согласие этого человека – заметил по данному поводу БГ.

«Аквариум» – собеседник, из общения с которым каждый может взять что-то свое, пропущенное сквозь личные фильтры души и мировосприятия. При этом, имея полное право на субъективные интерпритации услышанного; сам автор против этого никак не возражает.

И еще – отличный попутчик для всех, кто любит интеллектуальные игры ума, самоиронию, обожает игру слов и умеет посмеяться над собой.

Как известно, группа «Аквариум» взошла ростками травы сквозь идеологический асфальт СССР. На такой сухой и неразрыхленной почве «совка» Борис Гребенщиков немедленно оказался слишком заметной и крупной фигурой для окружающих.

А богатейшая палитра русского языка – с его неоднозначностью и многосмыслием - неизбежно вернулась бумерангом к самому автору.

В музыке «Аквариума» стали искать глубоко потаенные смыслы, дающие ответы на вечные человеческие вопросы.

А дальше на БГ, как на абсолютно любую неординарную и противоречивую личность, вырвавшуюся из всеобщей унылой серости, начали вешать многочисленные штампы: «рок – гуру», «последний русский поэт», «буддист», «лидер протестного андеграунда»…

Сам он много лет спустя вспоминал:

-В 80-е годы слово «протест» было неуместно, потому что протестующим было место в ближайшем отделении милиции – это место бесперспективное, там сидеть неинтересно.

- Вопрос был - как выжить и остаться людьми в обществе, которому это не очень нужно. Все знают, что в обществе все искривлено: на кухне говорят одно, на людях – другое.

- Мы жили в своем обществе. Общались друг с другом. Мы могли не врать – истина так или иначе выходит на свет. Поэтому то, что произошло в 80-е годы было естественно; общество, нападавшее на нас, в итоге трансформировалось; вот эта независимость от общественной фальши нас сближала.

Фрагмент новой книги о Борисе Гребенщикове

Буквально на днях вышла новая книга, в которой бережно собраны практически все значимые интервью БГ , а также воспоминания и размышления близких к нему и его творчеству людей.

Как отмечает в аннотации составитель книги Андрей Лебедев:

…это скорее художественное, чем документальное произведение. Составителя интересовали не факты как таковые, соответствие слов вещам, но те моменты в высказываниях главного героя, когда слова перестают значить то, что они значат, и становятся «снами о чем-то большем», творчески преображенной действительностью, миром БГ.

Приводим небольшой фрагмент:

— Ощущаешь ли ты себя по-прежнему «героем рок-н-ролла»?

— Мне очень радостно, когда говорят, что мы стали частью истэблишмента, поскольку означает, что мы перестали быть героями в глазах этих людей. Мы никогда и не стремились ими быть, о чем и пели всю жизнь. Возможно, я давал для этого поводы. Что ж, если я стал героем, то это действительно моя вина…

—Сначала из нас делают героев, а потом по нам начинается стрельба. Только стрельба-то идет не по мне, а по некоему Борису Гребенщикову. Я не мессия, — это сто процентов! Я герой не там, где они видят. И там, где я герой — туда никто не попадет…

—Об этом сказано в «Серебре Господа моего»: «Туда, куда я — за мной не уйдет никто». Я не занимаюсь спасением человечества. Мне никто не поручал такой миссии, и я не чувствую её в себе. Я стараюсь показать, что есть альтернатива. Альтернатива принятому мировосприятию…

—Времени как такового — нет. Есть определенное музыкально-магически фактическое поле, которое для меня абсолютно реально. Как у Клиффорда Саймака в «Театре теней». Только здесь не тени, здесь потенциалы всех людей: Толкиена, «Битлз», это поле ненаписанной музыки…

—И я существую там, и потихоньку разбираю те песни, которые там находятся. А существуя там, и здешний мир воспринимаешь по-другому. Любой фантом мы оживляем сами. Время — фантом, так же, как и черти, деньги, власть. Этот фантом приходит и нас съедает. Он становится сильнее, а мы слабее. Мы отдаем ему наши силы…

Борис Гребенщиков – о Буддизме

Касательно уже избитой темы буддизма в творчестве БГ он сказал предельно честно:

- Для меня Буддизм-прямое продолжение рока. Это ответы на те вопросы, на которые рок ответить не в силах, потому что он их только ставит.

- Как устроен мир? Что есть в мире кроме нас, людей? Почему мы такие? Каковы взаимоотношения между нами и Богами? (у БГ именно так-во множественном числе-примеч.) Что с нами будет дальше?

- Буддизм на все эти вопросы очень точно отвечает. На них отвечают и Православие, и Ислам, и любая другая нормальная религия. Просто ответы буддистов сформулированы на наиболее понятном мне языке. А,например,в Православии они слишком глубоко спрятаны.

- Как невозможен православный тибетец, так невозможен русский буддист. Я пытаюсь понять, что разные люди на земле думают по поводу самого главного.

- Я не стою в стороне, у меня есть свой собственный личный опыт. Будучи тем, кто я есть, я пытаюсь с уважением относиться к опыту других людей.

- Да, собственно, на Буддизме свет клином не сошелся. Любая известная религия отпирает человеку таинственную область жизни и показывает, что ничего таинственного там нет. Все очень просто: путь к счастью и самосовершенствованию лежит через один рецепт-делай добро другим.

- Как говорил Христос-"возлюби ближнего, как самого себя". Фразу превратили в штамп, но если глубоко вдуматься...Ведь, на самом деле, для самих себя нам, по большому счету, ничего не нужно...

Борис Гребенщиков – о Православии

«Православная часть жизни» БГ всегда являлась пожалуй, неизбежным предметом многочисленных споров Церкви.

Эти споры особенно обострились в ноябре 2012 года после премьеры оратории Бориса Гребенщикова и Андрея Микиты «7 песен о Боге» с участием Московского синодального хора и Афонского хора Филафонитэ.

Лучшим эпиграфом будут слова самого автора:

- Мое отношение к Православию никогда не менялось, просто иногда вожжа под хвост попадает, и некоторые умные журналисты могут вытянуть из меня разные интересные фразы.

Дальнейшие цитаты хорошо иллюстрируют суть сказанного:

- На самом деле, я считаю себя православным человеком. Я крещен и объехал более половины монастырей в России. Могу рассказать-в каком городе какой иконостас. Один священник сказал мне, что Православие означает "правильно славить Бога". То есть, делать это так, чтобы приносить пользу людям вокруг тебя.

- Я не могу позволить себе сказать, что я полностью православный, потому что это все равно что сказать « я умный и правильный, а вы все дураки» — я не могу этого принять. Я вновь открыл Православие для себя в середине 80-х годов благодаря умным людям – священникам. Православие для меня чистое, прекрасное и абсолютно непостижимое. Я Православие оценивать не могу, но когда захожу в Церковь, мне говорят: пошел прочь отсюда, буддист. Или когда замечательные ребята в Туле объявляют меня сатанистом и даже практикующим оккультизм, я не могу понять, что они имеют в виду.

- Некоторые говорят, что вот все, кто не православные, будут гореть в аду- неужели вся Индия и весь Китай будут гореть в аду, тем более приверженцы тех религий, которые были задолго до Христа? – значит, тут не все продумано.

- Я для себя различаю Церковь Небесную и Церковь земную – надо всегда делать скидку на людей. Многие люди могут говорить, как-то не до конца зная предмет.

- А критиковать Небесную Церковь выше меня – как можно критиковать, то что любишь?

Вместо эпилога:

- Вы считаете себя православным человеком?

- Я считаю, что недостаточно развит, чтобы даже думать об этом…

Небольшой Постскриптум от Паломник63:

Суммируя вышесказанное, хотелось бы сформулировать несколько кратких выводов.

Собственно, сам Борис Гребенщиков никогда не настаивал – на личной исключительной правоте, однозначной трактовке своих песен, четкой самоидентификации личности и прочих совершенно условных характеристиках.

Это не беспринципность, а своеобразная «диалектичность» его богатейшей личности. Не являясь никем из тех привычных характеристик, которыми его постоянно наделяют, он всегда щедро делился со слушателями своими личными, зачастую непрямыми и абстрактными, мироощущениями.

И каждый из нас, не делая из БГ ни «гуру», ни «рок-звезду», ни, тем более, «духовного учителя» вполне может взять для себя все лучшее и созвучное себе из его внутреннего мира.

Ведь своеобразный глобальный «message» БГ, по сути, только в одном.

Нет ничего важнее уникальной и (данной Создателем вместе с талантами) личности любого отдельно взятого человека и его способности создать свой внутренний мир, щедро делясь лучшим с другими людьми.

Этот Мир (у каждого – свой) – своеобразный фундамент многосложной человеческой личности, а все остальное – только надстройка.

Ведь, уникальные свойства человеческой личности, как мы хорошо знаем из учений Святых Отцов, отнюдь не растворятся, а, напротив, сохранятся (даст Бог – приумножатся!) и в жизни Нового Века.

И никакая «великая» земная идея не стоит даже минимальных компромиссов с тонкими струнами человеческой души.

Или (как спето с юмором автором) – быть человеком «типа жив», а не «типа помер».

А дальше – стучащемуся, как известно, откроют…

Видео-приложение

Оратория Бориса Гребенщикова и Андрея Микиты «Семь песен о Боге»

Борис Гребенщиков об Оратории и Вере

Андрей Кураев о Борисе Гребенщикове

27.11.2013 Новости Интервью РОССИЙСКИЕ

Возврат к списку

Наверх