Терминология слова
Паломничество (от лат. Palma — «пальма») -
путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской Веры с целью поклонения и молитвы; хождение верующих к Святым местам на поклонение.
В других религиях имеются аналогичные обычаи:
Хадж — посещение мусульманами Мекки, Медины и совершение там предписанных ритуалов;
Кора — ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала и Тибета;
у ламаистов — посещение Лхасы (Тибет);
у индусов — посещение Праяга и Варанаси (Бенарес, Индия);
у буддистов и синтоистов — посещение Нары (Япония).
Из Истории
Верование, что молитва более действительна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству, было свойственно уже народам классического мира.
Одной из важных сторон жизни русского человека-христианина являлось паломничество к святыням. Как писал еще в XIX веке академик А.Н.Пыпин в своей "Истории русской литературы",
"странники по святым местам давно уже получили у нас название паломников, несомненно в связи с западным их именем: palmarii, palmati, palmigeri, как называли потому, что они возвращались из Иерусалима с пальмовыми ветвями".
"Паломничать - ходить на поклонение в Иерусалим" (В.Даль).
Греки и римляне предпринимали путешествия к отдаленным храмам, германцы стекались к священным рощам. Иудеи в великие праздники ежегодно странствовали в Иерусалим.
В христианском мире паломничества в страну, где совершались божественные деяния Спасителя, вошли в обыкновение в IV веке, главным образом — под влиянием примера святой Елены, путешествие которой к Святым местам привело к воздвижению Креста Господня.
Уже в IV веке мы встречаемся с путеводителями к Святой Земле и описаниями паломничества.
В конце IV века отцы Церкви из соображений нравственного свойства ополчались против увлечения паломничеством, но вскоре оно признано было Церковью делом богоугодным.
В частности, святитель Григорий Нисский осуждал чрезмерное увлечение паломничеством, считая, что паломники часто совершают путешествия из праздного любопытства, впадают в неприличные истории и искушения.
Многими православными считается, что в любом Храме можно причаститься Тела и Крови Христовых (самой Высшей святыни), а деньги, собранные для паломничества, лучше раздать нищим.
Среди православных монахов приветствовалось затворничество (от соблазнов мира), а паломничество и крестные ходы допускались для укрепления коллективной сплочённости ещё неокрепших в Вере членов Церкви.
Крестовые походы, по существу, были грандиозным, массовым паломничеством. Западная церковь различала «великое» и «малое» паломничество. К первому, сверх паломничества к Святому Гробу, относили и путешествия в Рим, Компостеллу и Лорето, под вторым разумели посещение местных отечественных святынь.
Паломничество в наше время
Паломничество, как и все внешние формы религиозной деятельности, было почти полностью прервано в период Советской власти. С начала 90-х годов традиции паломничества начинают активно возрождаться. Многие православные верующие отправляются в поездки по вновь открывающимся монастырям и храмам, начинают создаваться православные паломнические службы.
В течение последнего десятилетия этот процесс развивался и принимал все более организованные и разносторонние формы.
Что представляет собой сейчас православное паломничество и каково его значение для каждого верующего и Церкви в целом?
Конечно, ядром паломничества является духовное делание, молитвенный опыт, обретаемый в приобщении к посещаемым святыням. Но значение паломничества этим не исчерпывается.
Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут.
Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые из них находят здесь себе духовников.
Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов.
Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до 18 века.
Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев.
Поэтому, паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России и всего мира.
Часто такие поездки играют миссионерскую роль, способствуя воцерковлению их участников.
Добавлено 07.10.2013