Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава, дочь князя Георгия Всеславича, с детских лет отличалась любовью к молитве и книжному учению. Хотя в Древней Руси книга была роскошью, князь Георгий мог позволить себе иметь не одну-две, а целую библиотеку. Глядя на склонившуюся над очередным кодексом юную дочь, князь грустно улыбался и говаривал:
— «Выйдешь замуж, дам тебе в приданое сундук книг!»
— «А я не выйду замуж!» — отвечала Предслава.
— «Как так?!» — смеялся князь. – «Так с книжкой и обручишься навек?»
И тогда девочка подняла на отца большие серьезные глаза, синие, как небо над рекой Полотой, и ответила:
— «Не с книжкой. Со Христом».
Знал ли отец, что в одну из ночей его дочь убежит из дома – не с князем-красавцем или заезжим рыцарем в неприступный замок, а одна, в дальний монастырь? Житие говорит, что Предслава решила посвятить свою жизнь Христу, когда ей было двенадцать лет. Этот возраст глубоко символичен – к двенадцати годам достигали совершеннолетия мальчики в Ветхом Завете, в двенадцать лет достиг его и Богочеловек, Сын Божий и Сын Марии, Иисус. Он беседовал в Храме Иерусалимском с учителями Закона, и они удивлялись Его разуму (Лк. 2:46-47). И когда с плачем, ища ее, приехали за ней ее родители, князь с княгиней, Дух Христа научил Предславу-Евфросинию, что им сказать в утешение (Лк.12:12). И родители, неожиданно обрадованные, отправились домой.
По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. В иночестве ей было наречено имя «Евфросиния», в честь святой преподобной Евфросинии Александрийской, совершившей многие подвиги в мужском образе.
Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, — место будущей обители, — подвижница взяла только святые книги — «все свое имение». В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам.
О переписи книг стоит сказать особо. Это тяжелый труд, за который до этого брались только мужчины. Но теперь в монастыре девицы под руководством игуменьи Евфросинии переписывали книги, для того, чтобы Евангельское слово могли услышать люди по всей Западной Руси. Слава о великой подвижнице распространилась повсюду. К ней приходят за советом и судом все – ссорящиеся в бесконечных распрях князи, попавшие в беду купцы, и совсем простые люди.
В 1161 году ее усердием был построен собор, сохранившийся до нашего времени. Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в который по ее просьбе Константинопольский Патриарх Лука послал список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери.
Евфросиния смотрела на свою жизнь, как на путь, как на бесконечное следование за Христом, странствующим и учащим о Своих грядущих Страстях и о Царстве. Ее отроческий побег в монастырь, ее переселение без вещей – только с книгами! – в Сельце в конце ее жизни венчаются последним странствованием – в Иерусалим. Она едет туда умирать, прощаясь со всеми, оставляя две обители, как две зажженные свечи на берегах Западной Двины. Она едет туда, куда стремился Христос – в Иерусалим, на смерть. Она, уже старица, достигла Гроба Господня и зажгла на нем золотую лампаду. На следующий день она слегла – и уже не вставала. Ее омыли водой из Иордана, до которого ей не пришлось дойти. Пролежав около месяца в болезни, она скончалась 23 мая 1173 г. Умерла Евфросиния, как и желала, в том городе, где умер и воскрес возлюбленный ею с детства Христос…
Не позднее 1187 года тело святой перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году мощи перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь.
— «Тогда женщины были неустрашимее львов и разделяли с апостолами труды проповедничества», —писал о раннехристианских временах святой Иоанн Златоуст. Думается, все житие преподобной Евфросинии Полоцкой ясно свидетельствует о том, что евангельский дух не иссяк и в более поздние времена…