Как это было
24 февраля 2014 года в Киеве состоялось заседание Синода Украинской Православной Церкви. Председательствовал на заседании, в соответствии с Уставом, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, старейший по хиротонии постоянный член Синода, сообщает Синодальный информационный отдел РПЦ.
В связи с медицински удостоверенной невозможностью для митрополита Киевского и всея Украины Владимира осуществлять исполнение обязанностей Предстоятеля Украинской Православной Церкви, в чем члены Синода лично убедились, посетив Его Блаженство в больнице, Синод принял решение о необходимости избрания нового местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры.
В соответствии с нормами Устава Украинской Православной Церкви тайным голосованием на должность местоблюстителя избран митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий.
В состоявшемся после избрания телефонном разговоре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл пожелал митрополиту Онуфрию помощи Божией в несении ответственного служения в трудный для Церкви период, переживаемый ныне украинским народом.
Биография
Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Орест Владимирович Березовский) родился 5 ноября 1944 года в селе Корытное Вашковецкого, ныне Вижницкого, района Черновицкой области в семье священника.
В 1961 году окончил среднюю школу. В 1962-1964 годах учился в Черновицком техническом училище, затем работал в строительных организациях Черновцов.
В 1966 году поступил на общетехнический факультет Черновицкого университета.
В 1969 после третьего курса университета был зачислен на второй курс Московской духовной семинарии, которую окончил в 1972 году.
18 марта 1971 принял монашеский постриг. 20 июня того же года монаха Онуфрия рукоположили в иеродиакона, а 29 мая 1972 года — в сан иеромонаха.
В 1980 году был возведен в сан игумена.
28 августа 1984 назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма Афонского подворья в селе Лукино (станция «Переделкино» Московской области) . С 28 июня 1985 года — благочинный Московской Троице-Сергиевой Лавры.
На Рождество 1986 года возведен в сан архимандрита.
В 1988 году окончил МДА со степенью кандидата богословия.
С 1988 года — наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры, прослужил до ноября 1990 года.
9 декабря 1990 хиротонисан во епископа Черновицкого и Буковинского.
1994 возведен в сан архиепископа, в 2000 г. — в сан митрополита.
Беседы с митрополитом Онуфрием
После своего избрания митрополит Онуфрий обратился ко всем гражданам Украины с Пастырским словом.
Предлагаем Вашему вниманию фрагменты его бесед с журналистами в разные годы, которые лучше помогут понять личность нового местоблюстителя Киевской кафедры.
О своей позиции на Харьковском Соборе 1992 года:
– Время было сложное, Церковь очень активно пытались втянуть в лабиринты политических сетей, и я, конечно, понимал и знал, что Церковь не может идти в ногу с политиками. Четко и определенно видел, что это попытка уничтожить Церковь, хотя ее никто не может уничтожить. Но те люди, которые боролись с Церковью таким образом, думали, что превратят ее в политический клуб, который будет им рукоплескать и плясать под их дудку. И не только я, многие, почти все епископы, когда наступил такой критический момент – быть канонической Церкви на Украине или не быть, встали прямо. Тут было такое время, что нельзя было молчать, быть пассивным. Так Бог сделал через нас. Тогда опять проявились пророческие слова Спасителя, что Церковь «не одолеют врата ада». Если бы не были мы, были бы другие. Все равно каноническая Церковь осталась. Это было по повелению Божию, и Господь нам дал такой разум, ревность, что мы собрались в Харькове и осудили Филарета. Сделали то, что нужно было сделать по церковным правилам и канонам, избрали нового предстоятеля.
Об опасности повторения ситуации раскола:
- Он (речь о тогдашнем президенте Ющенко – примеч.) очень активно настаивает на том, чтобы всем Украинским Церквям объединиться, а от Москвы оторваться. Но это политика. Мы не можем оторваться, у нас с Москвой, как и со всем православным миром, свой общий канон, свои общие правила. В Церкви могут быть отделения, но причины для этого должны быть не политические, а духовные. Если часть Церкви впадает в ересь, заблуждение, хоть мне и не нравится, не хочется отделяться от нее, но я должен отделиться, должен уйти.
─ Как Русская Церковь отошла от Константинополя? Россия никогда не была политически зависима от Константинополя, она всегда была независима, но 600 лет она находилась под омофором Константинопольского патриарха. А Константинопольские патриархи начали унии заключать – Лионская, Флорентийская, Брестская уже назревала. Тянулось это долгое время. И когда стало ясно, что Константинополь завяз в ересях, с католиками контакты налаживает, тогда только Русская Церковь отошла от Константинополя, избрала себе предстоятеля. Эта единственная причина. По сути дела, политики должны идти за Церковью, а не Церковь за политиками. А что же теперь? Как в миру все идет шиворот-навыворот, в экономике, в политике, так и в церковной жизни тоже стараются первостепенное поставить на вторые роли, а второстепенное на первые.
─ Я убежден, что у нас нет никаких духовных аргументов в пользу того, чтобы отсоединяться от Московского Патриархата. Самая главная миссия Церкви ― это спасение человеческих душ. В нашей Церкви ― в Русской Православной Церкви ― эта благодать спасения по сей день существует. Чего еще можно большего искать в Церкви? Те люди, которые ищут своего в Церкви, а не Божиего,― они хотят отделения. Если оно совершится, то это будет против воли Божией. Если это произойдет, то я думаю, что на Украине Православие будет в очень большой опасности, и я даже уверен, что оно будет уничтожено.
- Были ведь уже случаи попыток образования самостоятельной Церкви на Украине, и даже не одна, а несколько. И ни к чему доброму это не приводило. Почему? ― Не знаю: духа ли у нас не хватает, или же есть о нас какое-то Божие определение, против которого нельзя идти… А определение это, я думаю, такое, чтобы мы были дети одного князя Владимира, чтобы мы были вместе. А где эти дети живут ― на Украине, или в России, или в Белоруссии ― неважно.
О взаимоотношениях власти и Церкви:
– Хотелось бы, чтобы все прислушивались к Божиему закону: и мы, священники, и все христиане, и власть всех уровней. Я не хочу, чтобы власть меня слушалась, я сам желаю слушать Божий закон и ему повиноваться и хочу, чтобы власть то же самое делала. Когда говорят, что Церковь была некогда лидером, вела всех, то имеют ввиду прежде всего Церковь как священный закон, который и определяет Церковь, который наполняет Церковь Божией благодатью. Вот этот священный закон должен быть ориентиром для всех нас, живущих на земле; и чтобы все – те, кто в священническом сане, простые люди, руководители – все мы шли за этим священным законом.
О возможности занятий христианина политикой:
- В общем, это не христианское дело, но Бог призывает и христиан туда. Ведь если в наше православной стране среди политиков будут одни нехристиане, то мы постепенно возвратимся в недавнее атеистическое прошлое, когда Церковь была гонима. Так что, если Бог призывает людей к этому служению, то Он и дает им силу, чтобы они могли устоять перед соблазнами.
- Да, иногда политики искренне обращаются ко Христу. Вспомните хотя бы святого равноапостольного князя Владимира. Главное, чтобы человек имел правильный духовный критерий, правильные мерки, которыми он мог бы определять, где правда, а где неправда. Если вы различаете правду и неправду, вы можете уклониться от неправды. Может, не полностью, но каким-то образом уклониться. Если человек не может этого распознать, это трагедия для него.
О Церковных братствах:
─Братства себя оправдывали в тех случаях, когда Церковь была в сильных гонениях. Это были миряне, которые ревностно относились к чистоте веры, они объединялись, потому что Церковь была не в состоянии объединить их. Они объединялись и боролись.
─Когда же Церковь в состоянии мира, то воинствующие братства не должны существовать. Люди должны ходить в Церковь и делать дело, нести послушания в церковной ограде под духовным руководством. Главное здесь, чтобы люди не ушли куда-нибудь далеко без духовного окормления и, думая, что они ратуют за Церковь, защищают ее, не стали бы бороться с Церковью. Если это православные люди — они должны быть в Церкви. Если они православные, но не церковные, их нужно приравнивать к общественным движениям. Если считать себя православным церковным человеком, никакие движения и братства не нужны. Нужно быть в Церкви, нужно быть в послушании у Церкви, нести социальное служение, и тогда Господь сам управит.
О тех, кого можно называть православными людьми:
─Православный человек тот, кто крещен и хоть в какой-то мере побуждает себя жить по-православному. Не только исповедовать православные догматы, а жить согласно этим правилам. Если он верит умом по-православному, а живет совершенно по другим законам, этого человека нельзя назвать православным. Он сочувствующий Православию. Близкий к Православию, но не вполне православный.
Паломник63:
Сегодня ситуация в Украине, несмотря на завершившуюся фазу недавнего кровопролития, остается крайне сложной для взвешенных оценок, неопределенной политически и совершенно неясной исторически.
Но, что примечательно, в этих сложнейших условиях практически все православные верующие – и Украины, и России – со словами благодарности Христу восприняли недавнюю новость о митрополите Онуфрии.
Он видится той самой личностью, которая способна предотвратить еще больший раскол – как внутри Церкви, так и в гражданском обществе страны, которая пока что мечется между десятками истин и полуправд…
Видео – приложение:
Новостной сюжет РТР об избрании митрополита Онуфрия
Сюжет Украинского телеканала об избрании митрополита Онуфрия главой УПЦ