Маршрут Паломника: от Рождествено до Подгор

Рождествено

Справочная информация:

«Село Рождествено расположено на правом берегу Волги, напротив города Самара и является как административным центром, так и одним из самых крупных поселений на Самарской Луке - число его жителей составляет около пяти тысяч. Необходимо отметить, что в Рождествено находится большое число дач самарцев, поэтому в летний период население села значительно увеличивается».

«В летний период Рождествено является популярной отправной точкой самарских велопутешественников, паломников и пеших туристов. Асфальтовые дороги из села ведут в направлении сёл Выползово, Подгоры, Гаврилова Поляна, Ширяево и Новинки, Шелехметь, Торновое. Добраться до посёлка из Самары можно речным транспортом. В зимний период осуществляется переправа по льду и судами на воздушной подушке».

Читаешь эти справочные данные и задаешься вопросом: а что изменилось в жизни Рождествено с советских времен, когда здесь, помимо села, уже находилось множество турбаз и, увы, изрядно замусоренная туристами Зеленая роща?

На первый взгляд – почти ничего. Все та же пристань и та же единственная – пускай и неровная, зато асфальтовая дорога. И все те же старенькие дома, ныне соседствующие с роскошно отстроенными «хаусами», да продовольственный магазин у пристани с вывеской брежневских времен.

Но это – на первый взгляд. Вскоре выясняется, что популярная у самарцев Зеленая роща находится не в таком уж и замусоренном состоянии, благодаря местным жителям и неравнодушным туристам. Чуть дальше обнаруживается и вполне современный магазин с шикарным (по меркам советских времен) продовольственным и прочим ассортиментом.

Но, конечно, объект №1 для всех паломников – недавно восстановленная Церковь Рождества Христова, ведущая свою историю вот уже несколько веков.

Основанное в 1581 году (по другим данным – еще раньше, в 1578) село первоначально именовалось Христорождественским - набожные крестьяне решили назвать поселение в честь Рождества Христова, а одноименный Храм появился чуть позднее.

Деревянная Церковь, возведенная в традициях русского зодчества сгорела, но вскоре на ее месте появилась сначала каменная часовня, а затем и белокаменный Храм в стиле провинциального классицизма.

Интересно, что часовня – как уникальный исторический памятник меценатства Екатерины Новосельцевой, одной из дочерей графа Владимира Орлова, - простояла почти до середины 90-х годов, но в наши дни не сохранилась.

А уникальный Храм (возведен в 1843 году) при советской власти пришел в совсем плачевное состояние. Собственно, начиная с 1918 года, когда был расстрелян настоятель Михаил Смирнов, это был уже не Храм. А - то клуб, то склад , то спортивный зал…

Но «Бог поругаем не бывает», и в те самые 90-е годы, которым сегодня повесили плоский штамп – «лихие» с Его помощью Храм начал восстанавливаться. Как часто бывает, восстановление потребовало почти 15 лет.

Жители села Рождествено небогаты, многие ежедневно преодолевают километраж через Волгу, так как более – менее достойную работу можно найти только в Самаре. Спонсоров, подобных Екатерине Новосельцевой, тоже не нашлось. И все – таки, к осени 2008 года Христорождественский Храм обрел новую жизнь.

Подгоры

От Рождествено до Подгор – несколько километров пути по слегка петляющей вдоль Жигулевских гор асфальтовой дороге. По ходу движения Жигули то приближаются, то отдаляются. Невольно задумываешься: столько паломников и просто туристов уже колесили этим маршрутом, однако Википедия, к примеру, содержит краткую справочную информацию лишь об административном центре - Рождествено.

Небольшое, но симпатичное поселение Выползово, встречающееся на нашем пути, и даже село Подгоры удостоены в интернет – энциклопедии лишь географического упоминания.

Слово «даже» не случайно. В то время, как Рождествено – историческое место и административный центр, Подгоры, без преувеличения, за последние 10 лет стали центром духовной жизни…

Для справки:

Жители села Подгоры всегда отличались набожностью. Когда советская власть закрыла дореволюционный Храм, внутренняя молитвенная жизнь в селе продолжалась. Уцелевшие от Храма иконы и богослужебные книги тщательно хранились в домах верующих людей.

Как вспоминают старожилы села, каждую субботу люди, сохранившие Веру, тайно собирались в одном из домов на всенощное бдение. Многие знали устав наизусть, не нуждаясь в специальной литературе. Отмечались и церковные праздники, пускай даже о присутствии священников в те годы не приходилось и мечтать.

Прошлое часто обрастает несуществующими мифическими подробностями, и кому – то эта выдержка наверняка покажется благочестивым приукрашиванием Истории.

Однако, факт остается фактом: именно здесь, в Подгорах, в пост – советское время один за другим появились два монастыря: мужской и женский.

Первой была образована женская монашеская община, Свято-Ильинский женский монастырь.

Подробно об истории обители на нашем сайте можно прочесть здесь:

http://www.palomnik63.ru/all_objects/detail/499_ilii_proroka_zavolzhskiy_svyatoilinskiy_zhenskiy_monastyr_podgory/

Тогда же, летом 2003 года, первые насельники обосновались близ источника Святого Ильи, в паре километров от села. Добровольно принявшие монашеский крест люди просто пришли сюда, когда еще не было ни отстроенного монастыря, ни, тем более, монастырского хозяйства.

Проходя по этим местам близ Жигулей с роскошной природой и непередаваемой словами невидимой энергетикой, почему – то не хочется считать первых монахов мужского монастыря «безумцами не от мира сего»…

Собственно, и нынешние монахи, иногда вынужденные отлучаться по хозяйственным вопросам в Самару, возвращаются оттуда с нескрываемым облегчением: вот мы, наконец, и дома !

Отец Георгий (Шестун)

Обе монашеские общины – мужская и женская – сложились из прихожан самарского Храма в честь преподобного Сергия Радонежского (ныне это Троице – Сергиев Храм Самары, подворье Заволжского мужского монастыря).

Его настоятелем тогда служил протоиерей Евгений Шестун. В канун возрождения монастырской жизни в Подгорах батюшка и его матушка Ирина пришли к совместному решению принять монашеский крест с новыми именами – Георгий и Анастасия, став настоятелями мужской и женской обителей.

- Все удается только по благословению – говорит архимандрит Георгий. Подгорские монастыри – совсем не результат нашего планирования. Все было очень просто. Приехал отец Мирон (Пепеляев), побеседовал со всеми и сказал, что у нас в приходе есть готовые к монашеству люди.

-Взяли у Владыки благословение и совершили постриги. Так у нас на приходе и возникла небольшая монашеская женская община.

-После чего Владыка благословил переезд в Подгоры. Этого мы тоже не планировали.

-Начали строить скит, потом – женский монастырь. Чуть позже подобралась и братия. Благотворители помогли с деньгами…

- А когда человек думает и планирует, то получается все очень примитивно. И жизнь, построенная только по человеческим законам, становится такой же примитивной…

О непреклонной строгости отца Георгия в монастыре уже ходят легенды. Сам он поясняет:

- В сознании современного человека практически отсутствует такое понятие, как послушание. Он всегда пытается устроить все по своей воле, и из мира этот навык переносится в монастырь.

- А как должны строиться взаимоотношения в монастыре? На самом деле, трудники, послушники и, тем более, монахи не должны «дружить» - убежден отец Георгий. Друг – это продолжение твоего «Я», а монашество – часть общего организма.

-Но, самое важное для любого христианина – быть верным Господу до конца, невзирая ни на что. Этому, в первую очередь, мы и обучаемся в монастыре: жить и любить Бога, друг друга, молиться за весь Мир, переносить все попускаемые лишения и страдания. Христос говорил: меня гнали, и вас будут гнать».

Подробнее об истории мужского монастыря можно прочесть на нашем сайте вот тут -

http://www.palomnik63.ru/all_objects/detail/839_chestnago_i_zhivotvoryashchego_kresta_gospodnya_zavolzhskiy_muzhskoy_monastyr_podgory/?sphrase_id=349

Автор этих строк поделится своими субъективно – паломническими впечатлениями.

Субъективные заметки

Когда бываешь в Подгорах, как-то обращаешь внимание на уникальность этих мест. Все паломники хорошо знают Ширяево, а Подгоры, по большому счету, до сих пор остаются в тени. И совершенно напрасно.

Женская монастырская обитель привлекает своим просторным подворьем и отстроенным обликом. С недавних пор здесь покоится столько сделавшая для женской обители игумения Анастасия Шестун, преставившаяся Господу 22 июня 2012 года…

Но, по – настоящему «намоленным» местом видится все–таки менее изысканная архитектурно, более строгая и отдаленная от села обитель мужская.

Иногда возникает ощущение, что у купели рядом с источником Святого Ильи и видом на деревянный Храм в традициях русского зодчества можно в безмолвии просидеть часами. Наслаждаясь легкими отзвуками тишины роскошной природы Самарской Луки.

Но, в Подгорах – люд практичный. Послушник, с которым мы незаметно разговорились, с легкой укоризной сетует:

- Большинство людей приезжают сюда за святой водицей, и немногие из них потом заходят в Храм. Да и то – в лавку за сувенирами, а не помолиться…Вот, Вы зашли – и на том спасибо – улыбается дьякон.

В Храме днем торжественно и пусто. У входа – удобные деревянные стулья и одежда для паломников. По левую руку от входа – та самая церковная лавка. Здесь, действительно, есть на что посмотреть и что выбрать: духовная литература (от современных книг до молитвенников), газеты и журналы, книги для детей, иконки, цепочки и крестики.

Все это пользуется спросом, но это совершенно не главное. Ощущения от спокойной молитвы в тихом, умиротворенном Храме, от погружения в купель с ледяной даже в жару водой, от непередаваемой словами местной энергетики – уникальны.

Уже покидая мужскую обитель, слышишь приближающуюся незнакомую речь.

- Туристы из Германии – вновь улыбается послушник. Тоже пришли сюда отведать пока загадочное для большинства из них Православие.

Как знать, может быть этот банальный туристический интерес со временем и перерастет во что-то более глубокое и приведет к Вере…

В самом селе, в километре от мужского монастыря, течет спокойная, размеренная жизнь: кто-то отстраивается, кто-то возводит настоящие хоромы, другие живут скромно - как и прежде, еще в советские времена.

Ничто не напоминает нам о «центре духовной жизни», пока не раздается торжественный перезвон монастырского колокола. Не сказать, что «все вокруг вмиг оживает», как в стародавние времена, но в более доступный географически женский монастырь люди идут.

Пускай даже – каждый за чем-то своим…

Можно, конечно, иронизировать по поводу «духовности Подгор» (хотя, правильнее сокрушаться о почти утраченных церковных традициях за годы советской власти).

Но – только один интересный факт: монастырские обители в селе и рядом с ним были возведены гораздо раньше, чем в Подгорах, наконец-то, появились атрибуты городских удобств, без которых современный человек уже не мыслит своего существования: магазины с широким ассортиментом и даже универсальный банкомат.

По пути из Подгор к Волге (если не возвращаться в Рождествено по той же дороге назад и не ехать прямо к Гавриловой поляне) местный колорит постепенно теряется. Впереди – разветвленная сеть многочисленных турбаз с летним аншлагом отдыхающих и вечерним грохотом дискотек.

Грандиозный проект а-ля «New Васюки» предполагает сотворить из пока что почти девственно – чистой Самарской Луки (ближе к Мундиалю – 2018) роскошный туристический комплекс с канатными дорогами через Жигули и прочими атрибутами комфортного туризма.

Но, как остроумно пошутил один мой приятель, «традиционный российский распил спасет местный уникальный колорит».

В его неповторимости легко убедиться – для этого достаточно сесть на простой велосипед.

А послушник мужского монастыря невольно обижается на мой речевой штамп о «Самарской Швейцарии»:

- Нет тут никакой Швейцарии! Жигули. Волга. Самарская Лука. Точка…

Константин Сергеев

Видео-приложение

Из цикла программ "Путь Паломника": Заволжские Монастыри в Подгорах

23.10.2013 Интернет-обзоры ПАЛОМНИК63.РФ ГУБЕРНСКИЕ

Возврат к списку

Наверх