Фильм «Раскол» как самый фундаментальный исторический кинопроект последних лет

Историческая Cправка

Так называемый церковный раскол во второй половине 17 века был вызван реформаторской деятельностью патриарха Никона. Отлично осознавая необходимость полной преемственности русского православия от греческих наставников,” возвращения к истокам апостольской веры”, Никон задумал воплотить в жизнь теорию Москва-III Рим, для чего требовалось провести масштабные реформы . Вкратце, суть реформаторской деятельности патриарха была сведена к более точным переводам (и неизбежным исправлениям) греческих и латинских книг, введению единогласного пения (взамен многогласного) во время служб, замене земных поклонов поясными и прочим нюансам богослужений.

Но, наибольшее неприятие у раскольников вызвало решение Никона об «употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного».Интересно, что своеобразная "мина с перстосложением" рванула только в русском православии.Этому факту посвящено множество исследований, наиболее известные из которых принадлежат историку А. В. Карташеву.

Амбициозные реформы Никона, несмотря на полную поддержку царя Алексея Михайловича (Тишайшего), греческой церкви и части российского духовенства продвигались со скрипом. В авангарде сопротивления патриарху оказались протопопы Аввакум (Кондратьев) и Иван (Неронов), монахи Соловецкого монастыря, а среди знати-боярыня Морозова. Острая фаза противостояния раскольников с «никонианцами» продолжалась достаточно долго, открыв одну из трагических страниц отечественной Истории. Известно также, что и нашумевшие казачьи восстания Степана Разина и Емельяна Пугачева прошли, во многом, под старообрядческой идеологией. Советские историки сей факт тщательно скрывали, называя Разина и Пугачева чуть ли не первыми в истории «борцами за дело коммунизма во всем мире». Удивительно, что (в определенном смысле) с ними согласился А.И. Солженицын, написавший что «без церковного раскола 17 века не было бы и революции 17 года». Согласиться или нет с данным выводом- каждый вправе решать самостоятельно, но огромная благодарность создателям картины связана еще и с тем фактом, что они попытались пролить свет на «белые пятна» отечественной истории.

Важно отметить, что и после ухода Никона с престола патриарха его реформы, тем не менее, были продолжены. Его сторонники видят в этом историческом факте признание абсолютной правоты реформ патриарха, которого подвел собственный неуживчивый характер, вызвавший прямой конфликт с царем Алексеем Михайловичем. Тем не менее, малочисленные старообрядческие общины и церкви существуют в России и в наши дни…

Фильм без Предубеждений

Режиссер Николай Досталь отлично осознавал-за сколь трудный проект он взялся.Из-за скромного бюджета у него не было возможности пригласить известных актеров (за исключением Александра Баширова и Романа Мадянова) и снять эффектные батальные сцены. Но смысл картины-вовсе не в созерцании внешних эффектов или лицезрении любимых актеров. Напротив, это могло только отвлечь серьезного зрителя от глубокого внутреннего содержания фильма, который порой больше напоминает искусно поставленный спектакль-драму.

На протяжении почти 20 часов экранного времени мы видим всю насыщенную гамму исторических событий 17 века-от вступления на российский престол совсем еще молодого и рано осиротевшего царевича Алексея Михайловича -до первых признаков начала будущей эры Петра Алексеевича. В масштабной картине перед нашими глазами-десятки самых разных судеб и характеров. Крах наивного идеализма царя, фантастический взлет и столь же стремительное падение патриарха Никона, живая вера и восхищающая стойкость протопопа Аввакума, внезапно обернувшиеся абсолютной гордыней и неслыханным упрямством, яркие портреты столь непохожих людей во власти, как боярин Морозов и Федор Ртищев, история простого колодезника Саввы, как история всего русского народа в миниатюре. Чем хороши длинные ленты (не поворачивается язык назвать фильм-сериалом)-они позволяют проследить и проанализировать всю динамику исторических событий без той «клиповости» восприятия, что характерна для 2-х часовых коммерческих картин.

Еще одно важнейшее достоинство фильма в том, что уважая зрителя и его право на личные оценки, режиссер не расставляет навязчиво-однозначных акцентов. То есть, мы видим живых людей, меняющихся в течение своей жизни. Никто (как в дурно сделанных кинокартинах!) не вешает на персонажей таблички Добро/Зло, а сами они нередко совершают взаимоисключающие поступки, чего никогда не случается с «картонными» киношными персонажами.

Вероятно, именно поэтому картина получила достаточно высокие оценки по «обе стороны» раскола, хотя и ее критика была неизбежна: слишком сложную и болезненную тему подняли создатели фильма. Примечательно, что в советских (да и в современных!) учебниках истории тема церковного раскола 17 века никак не отражена. Царь Алексей Михайлович упоминается только в связи с его военными походами, после чего…сразу начинается эпоха Петра I.Как будто и не было в Москве в те годы ни соляного и стрелецкого бунтов, ни страшной чумы, ни, наконец, церковного раскола, последствия которого не преодолены до сих пор.

В любом случае, сам дух картины (даже при спорности некоторых исторических трактовок и неизбежных минусах художественного жанра перед документальным) наталкивает на желание ценить и изучать нашу сложную Историю. А вот это, вероятно, главное чего добились создатели и актеры. Как очень важно и то, что фильму веришь, сочувствуешь и сопереживаешь- словно смотришь старинные видеозаписи, чудом уцелевшие в 17 веке.

Диалоги и Монологи

Автор сценария, Михаил Кураев, составил очень сочные диалоги, напоминающие о богатстве и величии русского языка и одновременно передающие как характеры людей, так и дух эпохи 17 века. Ниже приводим несколько фрагментов диалогов и монологов из фильма:

Будущий Патриарх Никон (при первом разговоре с молодым царем Алексеем Михаиловичем):

Никон:”На дворе смута прошла, а в душах человеческих-только начинается. Испоганился народ, батюшка. Только по именам- христиане. Только по именам-православные."

Алексей Михайлович:-"Куда же Церковь наша святая смотрит?!"

Никон:-"Церковь-то святая. А священноначалие-не свято. Из-за кремлевских стен вся Россия не видна. Монахи ищут роскоши. Попы грамоте не обучены и несут с алтарей ахинею. Сеют землю рожью, а живут ложью."

Никон (уже являясь патриархом):

«Супротив правды апостольской кривить не могу: либо благочиние ,блеск и силу Третьего Рима обретет святая наша Церковь, либо-ленивым попам, да нерадивым прихожанам угождать будет!».

Протопоп Аввакум (во время заточения в казачьей тюрьме):

«Начальство русское много хуже Сатаны. Ибо Сатана не притворяется, он Богу враг. Государевы же начальники Бога молят, царю кланяются, но всем от них слезы :Богу, царю, народу. Все беды русские-от них. Давно бы самый нищий и убогий был бы сыт и доволен, кабы не воровство начальников».

Но особое впечатление производит келейная беседа нескольких греков, прибывших в Москву для помощи в решении важных церковно-государственных вопросов:

Первый грек: «Почему они так держатся за любую мелочь? Готовы поклоняться даже опечаткам в старых книгах? Уму непостижимо: в огонь идти- да из-за старых опечаток?!

Второй грек- Мы приняли учение Христа не на пустом месте. Мы знали Сократа, Аристотеля, Платона. Что такое Древняя Греция? Это вечный диспут. Мы выстрадали христианство как Веру, выстроили Православие как Церковь. Русь получила все готовое. Они приобрели христианство как вещь, не задавая вопроса- почему оно устроено так, а не иначе. А теперь Никон решил обновить гардероб, носить платье по моде. Ни царь, ни Никон не скрывают, что мечтают создать единую православную империю. Их вера так чиста и бескорыстна!

Третий грек-Чистосердечие и бескорыстие никогда не были созидающей силой для создания империи. Русский царь жаждет царствия Божьего на Земле? Зачем нам два царства? Достаточно одного: на Небесах!

Столь непредвзято-объективный взгляд на нашу Историю, без заигрывания с «ложным благочестием», дорогого стоит.

Оценки и Критика

Протоиерей Рустик Гузь:

«Религиозный конфликт, богословское противостояние сторон церковного раскола 17 века не может быть предметом внедогматического «сентиментального» рассмотрения. Мы должны быть не на стороне тех, кто вызывает у нас создателями фильма сочувствие или жалость, а на стороне тех, кто пусть и высокомерен, но, тем не менее, догматически верно проповедует церковное учение. Кто искажает веру, тот удаляется от Христа - это говорит нам Церковь, однако, это не означает, что Христос не ищет спасения заблуждающегося грешника. И Христос - это не сентиментальный человек, который сочувствует гонимым еретикам, а глава Церкви и Истина, не терпящая догматический произвол и дух непокорства Церкви, скрываемые под маской наивности, фанатизма, религиозной инфантильности, прелести, лжедуховности и т.п. Ведь и дьявол может являться в виде ангела света, и чтобы его распознать, недостаточно наблюдение спецэффектов.

Посему, друзья, поиском религиозной истины нужно заниматься не по материалам художественного фильма, содержащего элементы вымысла, обаяния актёрского мастерства, душевности и т.д., а на уровне беспристрастного богословского анализа».

Священник Антоний (Вахрушев):

«В основе фильма может лежать история, но по фильму изучать Историю сложно. Да, картина (в общем и целом) получила достаточно высокие оценки... Но в Истории важнейшую роль играют нюансы. А вот здесь-то создатели фильма не всегда точны. Например, в фильме не рассказана история про то, что Аввакум из-за своего несносного характера долго нигде не уживался. Скорее, он выглядит жертвой чрезмерного правдоискательства.

Более того, в фильме упущен ключевой момент.

Суть в том, что перед посвящением на патриаршество Никон давал обещание, что ни одного решения не примет не посоветовавшись с так называемым "кружком благочестия". То есть Никон должен был стать фактически марионеткой в руках Ивана Неронова, Стефана Вонифатьева, протопопа Аввакума. Именно это является ключевым эпизодом всей истории. Аввакума взбесило не то, что Никон издал распоряжение о великопостных поклонах, а то, что сделал это не посоветовавшись с ним, Аввакумом.

Что касается личности самого Никона… Да, действительно, у него был тяжелый характер. Собственно, никакого сочувствия в среде епископата он совершенно не вызывал и на суде 1666 года у него не было союзников, как у личности.

Однако, несмотря на характер, историческая правда осталась за патриархом Никоном».

Актер Самарского Драмтеатра Валерий Гришко, исполнитель роли патриарха Никона:

«Хитрость заключается в том, что реформы, которые Никон проводил, шли и до него, но более мягко. Их суть заключалась в том, чтобы поставить Русскую Церковь наравне с патриархами иерусалимским, константинопольским, греческим. Для этого на Руси должны были привести в соответствие обряды, в том числе троеперстие, Символ веры…

А ведь Никон занимал должность патриарха всего 8 лет, и за это короткое время успел провести свои реформы. До него они шли десятки лет, а при нем были проведены почти мгновенно. Как и Петр Первый — за короткую жизнь он сделал невероятно много! Я думаю, это особый склад личности, которая метеором врывается в эту жизнь. Если перед таким человеком открывается поле деятельности, то любой, кто существует не в его ритме, будет тормозом, обузой, врагом, в конце концов. Никон категоричен в своих оценках, в своей неприязни. Так же и Петр Первый: кто не с нами, тот против нас. Это особые люди, фанатики, одержимые идеей.

Интересно и то, что идеи Никона претворились в жизнь, несмотря на его личный крах, отставку, низвержение. Вообще удивительно, что он оказался сверженным, а идеи остались и претворялись в жизнь с такой же жестокостью, как это было при нем.

Конечно, тема эта очень неудобная. Как не любят католики говорить об инквизиции, так же мы не любим говорить о расколе. Но инквизиция прошла, а раскол существует до сих пор».

Архимандрит Тихон (Шевкунов):

«Патриарх Никон был, конечно, страшный грекофил. Он приехал из мордовских лесов и страшно влюбился в греческую культуру. Вот я сам никонианин, но мне больше нравятся старообрядческие церковные тексты — они более глубоки, хотя никоновские переводы более точны…

В оправдание Никона скажу одну вещь. Когда он понял, что двоеперстие и троеперстие становятся преградой для единства и причиной разделения, он сказал: креститесь, как хотите. Но в то время уже начался неуправляемый, страшный процесс, который и привел к трагическому расколу.

Середина 17 века — это самая болезненная точка во всей русской истории, вот я не побоюсь этого сказать. И за то, что авторы фильма дерзнули этого болезненного места коснуться, им честь и хвала.

Потому что фильм получился. Я, честно говоря, не без предубеждения смотрел этот фильм, потому что представлял себе, насколько сложно воспроизвести такой переломный, страшный момент русской истории, о котором, действительно, слишком мало знают.

17 век, раскол — это для большинства русских людей что-то сложное, тяжелое, к чему не хочется прикасаться. А ведь это этап истории, который очень многому может научить. Поневоле рождаются аналогии. К примеру, любая реформа в России, что это такое? Чем она заканчивается? Какова ответственность за реформы? Интересно наблюдать, как всего лишь одна реформа делает врагами Никона Патриарха и Алексея Михайловича, каков механизм разделения на идейной почве, как через эту вражду начинается ослабление всей страны.

Я благодарен авторам этого фильма за то, что они взялись за столь непростой сюжет, показали нам еще раз о тех проблемах. которые стояли когда-то и сейчас стоят перед Россией. Касаться темы раскола внутри страны больно точно так же, как и в 17 веке, как это ни парадоксально, как это ни потрясающе».

06.06.2013 Ретроспектива РОССИЙСКИЕ

Возврат к списку

Наверх